Премьер-министр Молдавии Наталья Гаврилица на месте разбиралась в ситуации. Фото с сайта www.gov.md
На въезде в Республику Молдова (РМ) со стороны Украины и в Румынию – со стороны РМ в многодневной пробке застряли грузовики с продовольствием. По данным молдавской таможенной службы, поток пересекающих границу грузовых автомобилей увеличился более чем на 70%. В четверг этот вопрос обсудили на заседании правительства РМ. Редактор «Экономического обозрения «Логос-пресс» Дмитрий Калак рассказал «НГ», что из-за военных действий в Украине черноморские порты заблокированы и украинские поставщики везут зерно, подсолнечное масло и другие продукты в ЕС через дунайские порты. В частности, через молдавский порт Джурджулешть. Румыния и Молдавия принимают совместные меры, чтобы снять затор на границе.
Ситуация на украинско-молдавской и молдавско-румынской границах обострилась из-за скопления грузовых автомобилей. Они следуют в страны Евросоюза из Молдавии и Украины. Редактор кишиневского «Экономического обозрения «Логос-пресс» Дмитрий Калак пояснил «НГ», что из-за военного конфликта в Украине черноморские порты в этой стране заблокированы, поэтому украинские перевозчики стали везти свой товар через Молдавию, у которой на Дунае есть порт у села Джурджулешть. Из Молдавии грузы идут в Румынию. Но, отметил Калак, поток грузов идет и через КПП «Леушень» на молдавско-румынской границе.
По словам эксперта, на границе Украины с Молдавией водители фур простаивают по 5–6 дней, на въезде в Румынию – 3–4 дня. «Везут в основном продовольствие: зерно, подсолнечное масло. Молдаване также отгружают в ЕС фрукты – уже поспела черешня, вишня. Также экспортируются молдавские яблоки. Но это продукция скоропортящаяся, она не может лежать в фурах неделю. Молдавские и румынские таможенники договорились совместно проверять грузовики на въезде в Молдавию, а через румынскую уже пропускать без досмотра. Но для того, чтобы эта мера была задействована, надо, чтобы соответствующее решение приняли на уровне правительств двух стран», – сказал Дмитрий Калак.
Он также сообщил, что планируются и иные «разгрузочные» меры на границе. Например, можно перенаправить грузовые потоки на те КПП на молдавско-румынской границе, которые раньше не использовались для транзита товаров. Кроме того, уже на границе ЕС решено создать коридор для скоропортящейся продукции, а также для пустых машин, следующих из стран Евросоюза.
Пока же автомобили на границах стоят в ожидании пропуска. Премьер-министр РМ Наталья Гаврилица призвала профильные учреждения принять активное участие в оптимизации движения грузовых автомобилей и создать необходимые условия для ожидающих водителей.
В молдавском порту Джурджулешть украинскую пшеницу перегружают на суда. Фото с сайта www.gov.md |
Речь идет о фурах, много дней стоящих в пунктах пересечения государственной границы, передает moldpres.md со ссылкой на управление правительства по связям с прессой. Премьер-министр отметила, что кабмин уже принимает меры по улучшению ситуации на границе: созданы коридоры для грузовиков, перевозящих скоропортящуюся продукцию, а также для тех, что без товаров. Ведутся переговоры с румынской стороной, чтобы увеличить скорость обработки в пунктах пропуска. Премьер также отметила важность увеличения пропускной способности железной дороги, чтобы разблокировать ситуацию с простаивающими вагонами.
Накануне Наталья Гаврилица съездила в Джурджулешть и пообщалась с водителями грузовиков, ожидающих въезда в Румынию. Она рассказала: «Ситуация довольно серьезная. Люди ждут несколько дней. Я понимаю, что ситуация с въездом со стороны Украины в Молдову еще хуже. Время ожидания выезда из Украины может достигать 5–6 дней. Власти там инвестируют в создание парковок площадью в несколько гектаров. Техника, которая работает на сельскохозяйственных угодьях, не может пройти, там тоже создаются проблемы».
При этом премьер уточнила, что все эти грузовики начали прибывать в порты на Дунае, потому что украинские порты на Черном море закрыты.
«Мы ведем переговоры с румынскими партнерами о возможностях оптимизации трафика. Мы сделаем все возможное, мы уже достигли пропускной способности 150 грузовиков в день, мы пытаемся увеличить пропускную способность и на румынской стороне. Если мы посмотрим украинскую прессу, то требуемая мощность достигает 400 грузовиков в сутки», – сказал Гаврилица.
Глава Пограничной полиции РМ Росиан Василой сообщил, что приоритетом властей является введение совместной проверки, которая сократит сроки пересечения границы.
«Мы не можем в одночасье построить новые мосты. Мы постараемся ускорить прохождение транспорта, безусловно, не в ущерб национальному законодательству или законодательству Европейского союза. Для обсуждения этих вопросов и оказания помощи гражданам и хозяйствующим субъектам в пересечении государственной границы будут созданы совместные рабочие группы. Шенгенский кодекс о границах предусматривает возможность создания совместных пунктов на границе между государством ЕС и третьей страной для проверки лиц, транспортных средств и грузов. На этом приоритете мы и сосредоточимся», – рассказал Василой в телеэфире.
Глава Таможенного управления Румынии Клаудиу Арделяну отметил: «Мы намерены закрепить на постоянной основе использование новых коридоров для скоропортящейся продукции или для облегчения перевозки этой продукции через границу. Мы пытаемся оказать поддержку Республике Молдова в процессе ее присоединения к Конвенции об общем транзите, что позволит облегчить пересечение границы, упростив процедуру проверки документов».
Напомним, 2 июня 62-летний водитель грузовика, более 20 часов прождавший на границе с Румынией, скончался из-за остановки. Два дня назад Союз перевозчиков и дорожников и Международная ассоциация автоперевозчиков направили властям Молдавии письмо, в котором сообщили, что время ожидания в пунктах пересечения границы достигает недели.