Графика freepik.com
В Белоруссии в ближайшее время разработают закон, легализующий параллельный импорт товаров. Благодаря ему в стране будет использоваться программное обеспечение и другие продукты цифровой индустрии и сферы высоких технологий без разрешения правообладателей. Это ответ белорусских властей на санкции. Эксперты называют такой подход контрабандистским и предупреждают о весьма вероятных негативных последствиях.
Белорусский Совмин инициировал разработку закона о параллельном импорте. Как сообщает агентство «Белта» со ссылкой на пресс-службу правительства, этот документ даст «возможность использования программного обеспечения и других объектов в цифровой сфере без разрешения правообладателей». Таким образом, в страну будут ввозить различные товары и продукты, игнорируя права обладателей интеллектуальной собственности.
Совмин откровенно заявляет, что эта спорная мера направлена на «недопущение дефицита товаров импортного производства и насыщение потребительского рынка». Эта новация – очередная мера, предпринимаемая властями Белоруссии в борьбе с санкциями. Она была обнародована практически сразу после вступления в силу их шестого пакета, которое произошло 4 июня.
На этот раз под удар попали сразу несколько крупных системообразующих белорусских предприятий – «Беларуськалий», Белтелерадиокомпания, Белорусская калийная компания, «Белтаможсервис», Белкоммунмаш, «Интер Тобако», «Нафтан» и гродненская табачная фабрика «Неман». Также в рамках реализации пакета Белинвестбанк будет отключен от системы SWIFT.
МИД Беларуси пригрозил «адекватным ответом». «Как и в предыдущих ситуациях, руководство страны предпримет эффективные меры, чтобы эти акты экономической агрессии практически не влияли на жизнь белорусов», – заявил официальный представитель ведомства Анатолий Глаз.
Параллельный импорт и призван смягчить новый санкционный удар и нарастающее воздействие предыдущих пакетов. Однако эксперты сомневаются, что этот результат будет достигнут, и говорят о возможных негативных последствиях подобных новаций.
«За словами «параллельный импорт» кроется совершенно другая суть, – заявил на интернет-портале «Салідарнасць» экономист, руководитель научно-исследовательского Центра Мизеса Ярослав Романчук. – Это воровство интеллектуальной собственности, нарушение прав производителей разных товаров, когда они занимаются дистрибуцией. В самом примитивном виде это вариант с тем же пиратством фильмов. То же самое с промышленным оборудованием: станки, какие-то компоненты для того же самолетостроения, другие инвестиционные товары».
Эксперт описывает, как может работать подобная схема: «Допустим, казахская или кыргызская компания покупает какие-то высокотехнологичные продукты якобы для своего региона, заключает контракты, а потом распределяет товары, куда им нужно. Среди нефтяных трейдеров уже появились компании, которых никто никогда не знал, и они постепенно адаптируются». Однако подобные меры могут иметь неожиданные последствия. Эксперт прогнозирует: «Зная о таких схемах, если они будут использоваться в больших масштабах, собственники интеллектуальных прав, конечно, могут продумывать механизмы для защиты своей продукции. Могут появиться какие-то даже встроенные механизмы – например, невозможность подключения гаджета, если попытка будет произведена из РФ или Беларуси, может, они будут письменно какие-то предупреждения делать с запретом продавать на определенных территориях».
По словам эксперта, «Беларусь уверенно шагнула в мир контрабанды, который, с одной стороны, позволяет незаконно обогащаться, но с другой – может привести и к иным последствиям».
Как сработает новый закон, можно будет увидеть уже в недалекой перспективе. А пока получила жесткий ответ другая антисанкционная инициатива властей Белоруссии. Опубликовано открытое письмо Народного антикризисного управления (НАУ) о недопустимости открытия балтийских портов для белорусского калия в обмен на транзит украинского зерна. Авторы послания обращаются к правительствам Литвы, Польши, Украины и США, а также к ООН и Еврокомиссии. Автор письма, глава НАУ, один из лидеров белорусской оппозиции Павел Латушко отмечает слабые стороны инициативы властей Белоруссии: «Если продовольственный кризис действительно назревает, решение должно быть максимально оперативным и масштабным. Однако расчеты показывают, что практическая пропускная способность «белорусского» транзита составляет не более 2 млн т в месяц. Это означает, что для транспортировки украинского зерна потребуется не менее года – без поправки на снижение пропускной способности портов, поскольку белорусский калий, по сути, будет конкурировать за перевалочные мощности с украинским зерном. Таким образом, решение задачи, на которое потребуется более года, нельзя считать оперативным».