Михаил Подоляк настаивает на договоре о гарантиях безопасности. Фото с сайта www.president.gov.ua
Представители Киева в последнее время настаивают на получении международных гарантий в самых различных сферах – от переговорного процесса с Москвой до обеспечения вывоза зерна из заминированных украинских портов. При этом они грозят устроить «образцово-показательную истерику» в случае отказа США поставить украинским военным новое тяжелое вооружение. И исключают возможность заключения мирного соглашения, хотя и не отвергают вероятность продолжения диалога с Москвой. Но эти переговоры смогут возобновиться с выходом военных РФ и сил ДНР и ЛНР к границам названных республик, предполагают российские эксперты.
Украине требуются гарантии третьих стран, а также ООН для организации вывоза зерна из украинских портов. Об этом заявил глава украинского МИДа Дмитрий Кулеба в опубликованном во вторник интервью итальянской газете Repubblica. «Односторонней гарантии Кремля для нас недостаточно. Нам нужны третьи страны, которые возьмут на себя ответственность за соблюдение соглашения. Нас также устраивает вмешательство ООН», – сказал Кулеба. По его словам, соответствующие переговоры находятся «на продвинутой стадии».
Тему необходимости гарантий накануне также развил советник главы офиса президента Украины, член делегации Киева на переговорах с Москвой Михаил Подоляк. Он подчеркнул в одном из интервью, процитированном на сайте президентского офиса, что правильным окончанием конфликта должен стать договор о гарантиях безопасности.
К слову, как напомнил на днях журналистам президент Польши Анджей Дуда, ранее украинский коллега Владимир Зеленский спрашивал, согласен ли он, чтобы Польша стала одним из государств – гарантов безопасности Украины. «Считаем, что как соседи мы просто обязаны», – сказал Дуда.
Как заметил «НГ» гендиректор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов, по понятным причинам на сегодня между Россией и Украиной явно отсутствует доверие. Поэтому любые договоренности, которые могут быть достигнуты в двустороннем формате, с точки зрения Киева, должны быть подкреплены международными гарантиями. «И это касается всего – от вопросов по международным гарантиям безопасности до гуманитарных проблем, в частности связанных с обменом военнопленных. Такой позиции Киев придерживался с самого начала конфликта. И думаю, она едва ли изменится», – констатировал Кортунов.
В то же время в последних заявлениях киевские представители не отвергали возможность продолжения переговоров. В какой-то момент, с учетом оперативной ситуации, Владимир Зеленский может высказаться за проведение переговоров, признал и Михаил Подоляк. Как он уточнил, на сегодня диалог между Украиной и Россией ведется только по гуманитарным вопросам (обмен пленными, гуманитарные коридоры, эвакуация беженцев), тогда как переговоры по политико-дипломатической линии полностью остановлены. Хотя и они возобновятся. Но для этого нужно, чтобы Россия начала терпеть поражение на поле боя и стала более трезво оценивать ситуацию, чему могут поспособствовать и заработавшие в полном объеме антироссийские санкции. А пока Киев не должен соглашаться ни на один из ранее предложенных вариантов договоренностей, разъяснил украинский переговорщик. Между тем в существующих реалиях отход российских военных без прекращения огня невозможен. И именно такой порядок – сначала прекращение огня, а затем отвод противоборствующих воинских подразделений и их тяжелой техники прописывался в Минских договоренностях, которые были приняты в 2015 году при содействии ряда стран-гарантов.
Следует понимать, сказал Андрей Кортунов, что Минские договоренности, или, если говорить более конкретно, соглашения в формате Минск-2 были очень сильно дискредитированы. Не только в Москве, но и в Киеве. Так, в России сегодня считают, что Минск-2 – неплохой документ, но выполнить его оказалось практически невозможно из-за позиции Украины. Киев уклонялся от выполнения конкретных пунктов соглашения и поэтому ничего не получилось. Тогда президент Украины Петр Порошенко превысил полномочия и пообещал изменить Конституцию, что, в общем, выходило за рамки его компетенции. В итоге сложились такие условия, когда возвращение к данному соглашению невыгодно ни для кого. А если бы даже к нему вновь вернулись, то в Киеве это восприняли бы как крупное поражение украинской стороны. Сейчас сложность ситуации заключается в том, чтобы найти некую формулу, которая отличалась бы от Минска-2 и не воспринималась бы как его повторение в обновленном варианте и могла бы быть интерпретирована всеми сторонами в качестве победы.
Если это получится, станет возможно рассчитывать и на разблокирование переговоров, сделал вывод эксперт. Сейчас же, по его предположению, видимо, должен завершиться текущий цикл эскалации: скажем, российские военные с силами ДНР и ЛНР могут выйти на административные границы двух областей и еще что-то может произойти. Вслед за этим, например с начала июня, последует некоторое затишье на линии соприкосновения, так как понадобится произвести перегруппировку, подвезти резервы, сменить тактику. И тогда, вероятно, появится возможность если не для полного дипломатического решения проблем, то по крайней мере для некоторого прогресса в данной сфере.
В понедельник президент США Джозеф Байден сообщил журналистам, что Вашингтон «не станет отправлять Украине ракетные системы, которые позволяют наносить удары по территории России». Правда, в тот же день газета «Вашингтон пост» известила, сославшись на представителя американской администрации высокого ранга, что Байден не исключил отправку Киеву РСЗО (ракетных систем залпового огня). Эта возможность по-прежнему рассматривается, однако поставки ракет большой дальности не обсуждаются, резюмировало издание.
Комментируя планы Вашингтона относительно указанных поставок, советник главы офиса президента Украины Алексей Арестович пообещал местным СМИ, что Украина устроит США «образцово-показательную истерику», если американская администрация не предоставит ей РСЗО. При этом, говоря о намерении Вашингтона воздержаться от поставок к этим комплексам ракет большой дальности, позволяющим украинским военным обстреливать территорию РФ, он отметил: «Нам и 70 км с головой хватит».
С учетом обещанных западными странами поставок нового вооружения Украине, экс-глава Службы внешней разведки Николай Маломуж также заверил накануне киевских журналистов, что уже через неделю-полторы в боевых действиях на донбасском направлении может произойти перелом. Новая техника уже начала поступать из США, Великобритании и других европейских стран.
Хотя, как свидетельствуют в том числе оценки западных военных экспертов, упомянул Андрей Кортунов, в случае с поставками тяжелой техники, систем залпового огня, дальнобойной артиллерии, и других аналогичных средств, очевидно, что помимо обеспечения их транспортировки и развертывания также потребуется значительное время, чтобы научить военных Украины пользоваться этим оружием. Нельзя за неделю все это осуществить и добиться результата. Хотя попытки перейти в контрнаступление у украинской стороны будут и уже предпринимаются, к примеру на Херсонском направлении. Но их не стоит расценивать как основу для возможного перелома. Даже если поставки вооружения будут произведены и процесс обучения завершится успешно, в сложившихся условиях более реалистично предположить, что новый эскалационный цикл, если он все же состоится, может начаться позднее – в конце июня или июля или в конце лета. Однако это не вопрос ближайших дней и недель, конкретизировал гендиректор РСМД.