У президентов Александра Лукашенко и Владимира Путина остались темы для обсуждений. Фото с сайта www.president.gov.by
Александр Лукашенко принял участие в саммите ОДКБ и встретился тет-а-тет с Владимиром Путиным. Результаты разговора были оглашены весьма скупо. Хотя риторика главы Белоруссии в ходе саммита была грозной, британские разведчики считают, что Лукашенко «пытается балансировать», не занимая безоглядно пророссийской позиции. Между тем лидеры оппозиции начинают получать на Западе признание как реальные представители белорусского народа.
Переговоры Александра Лукашенко с Владимиром Путиным были проанонсированы за несколько дней до события. Однако полноценной межгосударственной встречей 40-минутный разговор, который состоялся вечером по окончании саммита ОДКБ в Москве, назвать трудно.
После завершения беседы в кабинете Путина было сделано краткое официальное сообщение: «Главы государств обсудили три комплекса вопросов. Первый – совместная работа белорусов и россиян по импортозамещению. Второй вопрос – перевалка грузов Беларуси в портах России и строительство белорусского порта под Санкт-Петербургом, в районе порта Бронка. Третий блок – ряд вопросов оборонно-промышленного комплекса. В частности, совместная работа в области ракетостроения и по иным направлениям».
Сообщается, что президенты непременно встретятся позже и поговорят «по всему спектру тем белорусско-российского сотрудничества». На саммите ОДКБ Лукашенко выступил с речью, основанной на суровой риторике, однако самого оратора ни к чему не обязывала.
Глава Белоруссии, в частности, заявил: «Сегодняшняя встреча проходит в непростое время, как только что Владимир Владимирович сказал. Время передела мира. Однополярная система мироустройства безвозвратно уходит в прошлое. Однако коллективный Запад ведет ожесточенную борьбу за сохранение своих позиций. В ход идут все средства, в том числе в зоне ответственности нашей организации. От бряцания натовским оружием у наших западных границ до развязанной против нас, в первую очередь против России и Беларуси, полномасштабной гибридной войны». И подчеркнул, что НАТО «действует по принципу «кто не с нами, тот против нас». Лицемерно продолжает декларировать свою оборонительную направленность. На этом фоне контрастом выглядит подлинно оборонительная и миролюбивая позиция ОДКБ».
Далее последовали предложения по усилению позиций организации. Таковые свелись к активизации «прогнозно-аналитической работы», объединению усилий в этой сфере, а также противостоянию информационной войне в социальных сетях. Причем в интернет-борьбе предложено использовать опыт Китая.
Возможно, это случайность, но буквально накануне саммита Минобороны Великобритании опубликовало ежедневную сводку о ситуации в Украине, полностью посвященную на этот раз роли Белоруссии.
В ней отмечается: «После учений в начале этого месяца Беларусь объявила о развертывании сил специальных операций вдоль границы с Украиной, а также подразделений противовоздушной обороны, артиллерии и ракет на полигонах на западе страны. Присутствие белорусских сил у границы, вероятно, зафиксирует украинские войска – удержит их от поддержки операций в Донбассе».
Тем не менее британцы констатируют: «Несмотря на предыдущие предположения, до сегодняшнего дня белорусские силы не были непосредственно вовлечены в конфликт». И делают вывод: «Лукашенко, вероятно, балансирует между поддержкой России с желанием избежать прямого участия с риском западных санкций, украинской мести и возможным недовольством со стороны белорусских военных».
Запад никак не демонстрирует готовности позитивно отреагировать на «балансирование». Незадолго до саммита в Москве Светлана Тихановская совершила визит в Вашингтон, где встретилась с госсекретарем Энтони Блинкеном, спикером Конгресса Нэнси Пелоси, а также с 42-м президентом США Биллом Клинтоном.
Telegram-канал Тихановской информирует: «На встречах американские политики сообщили, что США не собираются восстанавливать дипломатические или политические контакты с режимом Лукашенко и будут настаивать на привлечении к ответственности Лукашенко и его пособников в рамках международных институтов и судов».
На этом же ресурсе приводится информация об экстренном визите Тихановской в Прагу 13 мая. «Я знала, с какими трудностями столкнулись белорусы в Чехии. Знала о коммуникации с местным МИДом, о проблемах с получением виз для белорусов. Знала о рисках для белорусских студентов, о том, что есть вопросы при поступлении в чешские вузы» – так Тихановская объяснила причины визита в своем обращении.
Как сообщает ее ресурс, министр иностранных дел Ян Липавский заверил Тихановскую, что белорусы могут рассчитывать на поддержку Чехии и беспрепятственно получать визы. А министр образования Чехии Петр Газдик заявил, что студентов не будут отчислять и все специальности будут для них открыты.
Кроме того, сообщается, что Тихановская встретилась в Праге с премьер-министром и министром внутренних дел. В повестке – создание рабочей группы по Белоруссии «для оперативного решения проблем белорусов в Чехии». Таким образом фактически интересы белорусов за рубежом начинает представлять человек без официального статуса, а актуальный глава государства не рассматривается как субъект переговоров.