Вице-премьер-министр по вопросам европейской и евро-атлантической интеграции Украины Ольга Стефанишина считает, что в НАТО сделали выводы из политических ошибок 2008 года. Фото Reuters
Телефонный разговор президентов России и США пока не планируется, как и переговоры на уровне руководителей МИДов. Об этом сообщил в понедельник замглавы российского внешнеполитического ведомства Сергей Рябков. На днях, впервые с начала спецоперации РФ на украинской территории, состоялся разговор министров обороны США Ллойда Остина и России Сергея Шойгу. Для американцев, видимо, было важно прозондировать настрой российской стороны, поскольку в Вашингтоне поговаривают, что «у России в Украине что-то пошло не так».
Такой вывод некоторые эксперты делают на основании того, что после установления контроля над Мариуполем, как сообщает Интерфакс, российские военные достигли договоренности о вывозе раненых украинских военных с заблокированного комбината «Азовсталь».
«16 мая в результате переговоров с заблокированными на территории металлургического комбината «Азовсталь» в Мариуполе представителями украинских военнослужащих достигнута договоренность о вывозе раненых», – сообщили в Минобороны РФ в понедельник. «В настоящее время в районе предприятия введен режим тишины и открыт гуманитарный коридор, по которому раненые украинские военнослужащие доставляются в медицинское учреждение в Новоазовске ДНР для оказания им всей необходимой помощи», – сообщили военные.
Помимо этого, командир одного из подразделений внутренних войск ДНР Александр Ходаковский сообщил о сдаче в плен 10 украинских военных из комбиината «Азовсталь». «Из «нашего» тоннеля вышли первые 10 человек военных с белыми флагами», – написал Ходаковский в понедельник в своем Telegram-канале. Так это или нет, симптомы прекращения противостояния, позволяющие избежать неоправданного кровопролития, не могут не приветствоваться сторонами, вовлеченными в специальную операцию. Практически об этом же говорил глава Пентагона Ллойд Остин в беседе с Сергеем Шойгу. Он, в частности, призвал его к немедленному прекращению конфликта на украинской территории. Об этом сообщил пресс-секретарь главы Пентагона в беседе с министром обороны Украины Алексеем Резниковым. Глава Пентагона также отметил, что в ходе переговоров с Сергеем Шойгу подтвердил неизменную поддержку США суверенитета Украины и усилий по оказанию помощи в сфере безопасности для укрепления ее потенциала в противодействии России.
Между тем усилия Вашингтона по предоставлению новой партии военной помощи Киеву на рекордную сумму около 40 млрд долл. на днях заблокировал сенатор-республиканец Рэнд Пол. Свой отказ поддержать законопроект, ранее принятый Палатой представителей США, конгрессмен объяснил так: «Мы не можем спасать Украину, обрекая экономику США». Как он подчеркнул, Конгресс должен тщательно взвесить затраты, связанные с реализацией такой инициативы. И, в свою очередь, инициировал поправку к законопроекту, которая предусматривала бы надзор со стороны федеральных органов за расходованием выделенной помощи. Но поправка была отклонена лидером демократического большинства в Сенате Чаком Шумером.
Теперь наблюдатели гадают, успеет ли в итоге Конгресс США утвердить упомянутый проект до 19 мая – даты, которая, по утверждениям СМИ, позволила бы вписаться в необходимые сроки, обеспечивающие бесперебойную поставку военной помощи Украине.
Впрочем, как заметил в беседе с «НГ» декан факультета мировой политики МГУ Андрей Сидоров, вся эта шумиха, видимо, поднята компаниями ВПК для давления на Конгресс. И это при том, что военные поставки осуществляются по заранее прописанным контрактам в установленные сроки. И уже запущенные процессы отправки вооружения вряд ли могут быть прерваны. Да и в самом Сенате, очевидно, не существует таких подводных камней, которые воспрепятствовали бы утверждению данного законопроекта на текущей неделе. К тому же обычно по внешнеполитическим вопросам сенаторы голосуют достаточно консолидировано, оговорил Андрей Сидоров.
Так или иначе, но происшедшая неувязка продемонстрировала, что не все однозначно даже в такой, казалось бы, безупречно отлаженной процедуре выделения широко разрекламированной военной помощи США для Украины. Еще более неоднозначно сейчас воспринимаются идеи самого Киева об ускоренном рассмотрении украинской заявки на вступление в НАТО – по примеру уже обещанного оперативного обсуждения аналогичных обращений Финляндии и Швеции.
Надежду на возможность подобного ускоренного рассмотрения заявки Киева накануне в интервью CNN выразила вице-премьер-министр по вопросам европейской и евро-атлантической интеграции страны Ольга Стефанишина. Как она подчеркнула, в альянсе сделали выводы из собственных политических ошибок в 2008 году, когда прозвучали обещания по будущему членству, но практических решений в этом направлении не приняли.
Как уточнил Андрей Сидоров, вероятно, такие заявления делаются, чтобы заверить внутреннюю публику – мол, не сегодня завтра Украина вступит в НАТО и все будет хорошо. Также, видимо, они призваны воздействовать и на внешнюю аудиторию. В западных СМИ сегодня мало говорится о реальном положении на украинских фронтах. Когда Россия начала свою военную операцию, в Москве не называли никаких конкретных сроков. Но в западных СМИ решили, что Украина потерпит поражение в течение месяца. И поскольку этого не произошло, тамошние журналисты теперь пишут, что Россия проиграла, и трактуют происходящее как победу Киева.
Однако никто не уточняет, сколько уже занято украинской территории и сколько западной военной техники там перемалывается. Хотя ее явно не хватает сегодня и зарубежные военные эксперты сетуют, что украинских военных заранее не научили управляться с новым вооружением.
На таком фоне озвучиваемые Киевом инициативы о возможности вступления в альянс уже воспринимаются с определенной долей иронии. Поскольку в НАТО никогда не принимали страны, на территориях которых ведутся боевые действия. Ведь это подразумевало бы вовлечение альянса в такой военный конфликт, напомнил декан факультета мировой политики МГУ.