Глава европейской дипломатии Жозе Боррель смягчил риторику: заявил, что в ЕС не хотят воевать с Россией. Фото Reuters
Представители Херсонской области и Донбасса просят включить регион в состав России, а посол ЛНР в РФ Родион Мирошник предупредил о невозможности достижения мира без ликвидации киевского режима. Эти высказывания послужили ответом на слова главы МИД Украины Дмитрия Кулебы, который назвал условием мирного урегулирования восстановление контроля Киева над всей украинской территорией в границах 1991 года. На фоне такой войны заявлений эксперты ожидают новой развилки в переговорах лишь по завершении нынешнего витка эскалации.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в среду ответил на вопрос о необходимости посредников в российско-украинских переговорах.
«Начинался переговорный процесс без посредников, и он весьма вяло и нерезультативно продолжается», – уточнил представитель Кремля. При этом он высоко оценил усилия Турции, посодействовавшей организации очного раунда переговоров 29 марта в Стамбуле. Однако достигнутые там определенные договоренности далее были дезавуированы украинской стороной, уточнил Песков, воздержавшись от оценки дальнейших перспектив переговорного процесса.
Примечательно, что накануне в интервью германской газете Frankfurter Allgemeine Zeitung верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель тоже рассуждал о посредниках. Он признал, что в этом направлении хорошо работает Турция. Хотя лучше всего эта роль подошла бы ООН. Так или иначе, «садиться за стол переговоров нужно с позиции силы, и задача сейчас – поставить на эту позицию украинцев», подчеркнул Боррель. А потому ЕС, заверил он, продолжит поставлять оружия для Киева и наращивать антироссийские санкции. Затронутые вопросы также предполагается обсудить на встрече министров иностранных дел стран G7, намеченной на 12–13 мая под председательством Германии в коммуне Вангельс (федеральная земля Шлезвиг-Гольштейн), рассказал глава европейской дипломатии. И неожиданно упомянул: «Мы не хотим воевать с Россией». Эти слова прозвучали неожиданно после недавнего его нашумевшего высказывания о том, что победы следует добиваться на поле боя.
Примечательно, что и сообщение о состоявшейся накануне в Белом доме встрече президента США Джозефа Байдена и премьер-министра Италии Марио Драги, на которой, в частности, обсуждались последние украинские события, также прозвучало сдержанно. Как проинформировала президентская пресс-служба, в ходе беседы стороны «подчеркнули свою неизменную приверженность достижению мира через поддержку Украины и возложения расходов на Россию». Похоже, это сообщение также было призвано сбалансировать впечатление от подписанного на днях американским президентом закона о ленд-лизе, упрощающего процедуры поставок вооружения для Украины, и принятого Палатой представителей США решения о выделении Киеву рекордной суммы военной помощи почти в 40 млрд долл.
Но в таком случае не обусловлены ли все же последние заявления западных партнеров Киева желанием несколько смягчить риторику? И в связи с этим чего далее следует ожидать от последующего российско-украинского диалога, а также упомянутой встречи глав МИД G7 – активизации переговорного процесса или усиления боевых действий?
Возможно, в своем предыдущем высказывании Жозеп Боррель несколько погорячился, ответил «НГ» гендиректор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов. Действительно, продолжил он, сам по себе Евросоюз серьезным военным потенциалом не располагает. А потому заявление Борреля – о необходимости достижения победы на поле боя – многими было встречено с недоумением. В то же время, хотя готовность к переговорам следует приветствовать, важно понимать, насколько украинская сторона и ее зарубежные партнеры готовы к компромиссным шагам. Судя по решению о предоставлении военной помощи Украине на сумму 40 млрд долл., можно предположить – в Вашингтоне считают, что конфликт будет длиться еще долго. Такие деньги крайне трудно освоить за несколько недель или даже несколько месяцев. Это подразумевает закупку вооружений, организацию их транспортировки и переподготовки украинских военных, а также решение логистических и прочих проблем. Понятно, по политическим соображениям американский президент не может сказать, будто рассчитывает, что война продлится как можно дольше. Поэтому делаются необходимые оговорки, мол, нужно добиваться мира и садиться за стол переговоров, констатировал Кортунов.
«Но для нас важно, в каком направлении западные партнеры подталкивают Украину – к большей гибкости или жесткости в переговорном процессе? Судя по всему, к большей жесткости и меньшей уступчивости. И если в Киеве думают, что способны победить и освободить территории Крыма и Донбасса, то, разумеется, трудно ожидать, что такие позиции могут стать основой для будущего компромисса. А это означает продолжение эскалации», – добавил эксперт. И сослался на заявления министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы, которые, по его мнению, носили намеренно жесткий характер. Как указал глава украинского МИДа в интервью агентству «Синьхуа» в последних числах апреля, единственным способом обеспечения мира в Украине является восстановление суверенитета Киева над всей ее территорией в признанных международным сообществом границах. А изданию Politico Дмитрий Кулеба накануне заявил, что Москва не только должна вернуть Киеву все территории, но также выплатить компенсацию за ущерб, нанесенный украинской стороне в период конфликта. Видимо, решительные заявления представителей ЛНР и Херсонской области также были призваны послужить ответом на подобные ультимативные заявления Киева.
Но тогда чего в дальнейшем ожидать на фоне этой «войны заявлений» а также продолжающихся военных действий, в ходе которых российские военные взяли под контроль город Попасная и вышли на административные границы ЛНР, а военнослужащие ВСУ не преуспели в попытках захватить остров Змеиный, согласно информации МО РФ? Очевидно, допустил Андрей Кортунов, в переговорах понадобится дождаться завершения нынешнего витка эскалации. Сторонам далее потребуется некая пауза, чтобы перегруппироваться, подтянуть резервы и запасы вооружений. Многие аналитики считают, что это может произойти буквально через пару недель. А дальше просматривается новая развилка: и либо вероятная пауза будет использована для накопления ресурсов, с целью подготовки очередного витка эскалации (что, вероятно, актуально для украинской стороны, ожидающей обещанной военной помощи), либо ее используют для активизации дипломатических переговоров. И тогда в перспективе, может быть, удастся выйти на компромиссные договоренности, считает гендиректор РСМД. А что касается предстоящей встречи глав МИД G7, указал он, то, видимо, там вновь подтвердят решимость защищать Украину, а также продвигать антироссийские санкции и, возможно, предпримут еще какие-то шаги в направлении нефтяного эмбарго.