0
4318
Газета СНГ Печатная версия

10.05.2022 20:37:00

Южную Осетию возглавил бывший "гэбист"

В Цхинвале обсуждают сценарий присоединения к России

Тэги: южная осетия, выборы, президент, алан гаглоев


южная осетия, выборы, президент, алан гаглоев Алан Гаглоев стал пятым президентом Южной Осетии. Фото РИА Новости

Алан Гаглоев – бывший сотрудник югоосетинского Комитета государственной безопасности, лидер партии «Ныхас», выиграл второй тур выборов и стал пятым президентом частично признанной Южной Осетии. Его соперник, действующий глава республики Анатолий Бибилов, признал поражение, поздравил Гаглоева с победой и пожелал успехов. Таким образом, ставшего в Южной Осетии традиционным поствыборного кризиса на сей раз, похоже, удалось избежать.

Бибилов не смог продлить свое пребывание на президентском посту на второй срок. Для Южной Осетии он так и не стал своим. Более того, в его правление усилилась клановость, он проявил тягу к единоличным решениям, некоторые из которых были весьма «странными», в частности, попытка чуть ли не половину бюджета перевести в свой президентский фонд. Все это, конечно, не могло радовать югоосетинское общество, сталкивающееся с колоссальными проблемами буквально в каждой сфере. К тому же против Бибилова, несомненно, играло то, как он пришел к власти. Напомним, что последние президентские выборы фактически выиграла «народный кандидат» Алла Джиоева. Однако результаты были аннулированы, и ключи от президентского кабинета под давлением Москвы получил Анатолий Бибилов.

Победа Гаглоева объясняется еще и тем, что на этот раз Москва в отличие от большинства предыдущих выборов в Южной Осетии дистанцировалась от кандидатов. Бибилову, конечно же, московские политтехнологи помогали, но вмешательство в избирательный процесс было не столь явным. Если сравнить предвыборные программы кандидатов, то главное различие, пожалуй, в отношении к России. Алан Гаглоев засвидетельствовал глубокое уважение к Москве, желание развивать и укреплять отношения с РФ, а Анатолий Бибилов зафиксировал стремление присоединиться к могущественному покровителю. Признав свое поражение, он тем не менее заявил, что референдум по вопросу присоединения Южной Осетии к России обязательно состоится. Он сообщил, что все документы для проведения голосования уже собраны и переданы в ЦИК Южной Осетии. «ЦИК их рассмотрит, передаст в Верховный суд, и тогда будет определена дата референдума», – сказал он журналистам.

Сама идея вхождения в состав РФ Южной Осетии уже не столь популярна, как несколько лет назад. В частности, бывший президент Южной Осетии Эдуард Кокойты, отметив, что сам в свое время лоббировал идею объединения Северной и Южной Осетии, заявил, что сейчас только слабые политики могут говорить о необходимости вхождения Южной Осетии в состав России. «Мы сделали свой выбор. Россия признала нашу государственность. Надо учитывать мнение Москвы, а не играть в популистские выборы. Де-факто Осетия и так в составе России, и нам надо пользоваться возможностью укреплять государственность и развиваться», – сказал Кокойты журналистам.

Тем не менее югоосетинский электорат, подобно ряду постсоветских, способен на референдуме выдать парадоксальный результат: отвергая кандидата, вдруг проголосовать за его идею. В данном случае, отказав Бибилову в президентстве, высказаться за присоединение к России. Это объясняется симпатиями или антипатиями к конкретному политику. Как говорят в Цхинвале, Гаглоев был кандидатом всего протестного электората. В его активе голоса тех, кто хотел избавиться от Бибилова. Но это не означает, что идеи одного неприемлемы для населения республики, а предложения другого вызвали в обществе восторг. Таким образом, избрав президентом Гаглоева, электорат может проголосовать за вхождение республики в состав РФ – чуть ли не единственное важное различие в программах кандидатов.

По словам политолога Вячеслава Гобозова, главной действующей силой голосования стало желание людей видеть главой республики «приличного человека». Он не согласен с оценкой того, что выборы были чистыми. По его мнению, применение административного ресурса было очень заметным, вплоть до того, что голосовать приезжали жители Северной Осетии, получившие паспорта граждан Южной Осетии. «Протестный электорат лишь консолидировался, обеспечил высокую явку и добился успеха», – сказал Гобозов журналистам.

По оценке ряда экспертов, время для референдума по присоединению к России выбрано очень неудачное. Москве вполне хватает проблем из-за Украины. А декларированное вхождение Южной Осетии в состав РФ лишь подстегнет Запад к новым антироссийским действиям. С учетом этого нельзя исключать, что по замечанию Москвы вопрос о референдуме будет отложен до лучших времен.

В Грузии, естественно, президентские выборы в вышедшей из-под контроля бывшей автономии признали недействительными. 


Читайте также


Почему папа Франциск проигнорировал открытие собора Парижской Богоматери

Почему папа Франциск проигнорировал открытие собора Парижской Богоматери

Милена Фаустова

В организации церемонии увидели подчиненность Католической церкви властям Франции

0
4386
Коммунисты прокладывают лыжню на выборы Госдумы

Коммунисты прокладывают лыжню на выборы Госдумы

Дарья Гармоненко

К электорату партия поедет по советской ностальгии и социальной повестке

0
1879
Почему левого президента Колумбии хотят отстранить от власти

Почему левого президента Колумбии хотят отстранить от власти

Сергей Никитин

Густаво Петро считает, что государственный переворот в стране уже начался

0
3521
Президент Южной Кореи может встретить утверждение импичмента уже за решеткой

Президент Южной Кореи может встретить утверждение импичмента уже за решеткой

Геннадий Петров

Конституционный суд страны скоро проверит законность отрешения Юн Сок Ёля от должности

0
1806

Другие новости