Александр Лукашенко предупреждает: «Давление на нас будет усиливаться». Фото с сайта www.president.gov.by
Будущее белорусской экономики выглядит тревожно. Международный валютный фонд (МВФ) предсказывает падение ВВП страны в текущем году на 6,4%. Между тем власти республики делают оптимистичные заявления и утверждают, что все под контролем. Белорусские эксперты ставят эти утверждения под сомнение.
Согласно новому прогнозу МВФ, экономику Белоруссии ожидают не лучшие времена. Как утверждают эксперты фонда, уже в 2022 году страна столкнется с сокращением торговли и снижением внешнего спроса на белорусскую продукцию. Это может иметь и международный эффект. В частности, об одной из важнейших экспортных статей утверждается: «Перебои с экспортом калийных удобрений из Беларуси повлияют на производство продовольствия в других странах и усугубят рост цен на продукты питания». Общее падение ВВП страны по итогам года предрекается на уровне 6,4%. Инфляция – 12,6%. Разумеется, все эти показатели станут следствием санкций, наложенных на страну.
На фоне обнародования тревожных прогнозов президент Белоруссии Александр Лукашенко провел встречу с представителями финансового блока. Президент поинтересовался у участников встречи: «Какой возможен дефицит в этом году нашего бюджета и за счет чего мы будем покрывать этот дефицит? И самое главное, во имя чего мы тут совещаемся – ради людей. А это заработные платы, это наши бюджетники и, естественно, пенсионеры. То есть бюджет, как зеркало, высвечивает сегодня все наши проблемы и положительные стороны».
Ответами, которые он получил, Александр Лукашенко остался доволен, заявив, что за первый квартал бюджет сложился с небольшим профицитом. Однако он предостерег собеседников от самоуспокоения. «Против нас будет постоянно усиливаться давление», – подчеркнул он.
После встречи с президентом министр финансов Юрий Селиверстов в субботу высказался по поводу экономических перспектив публично в эфире телеканала «Беларусь 1». Самую животрепещущую тему он прокомментировал так: «Задачи, чтобы заработная плата не падала с учетом инфляции, поставлены главой государства и правительством. Первые шаги были сделаны. С марта была увеличена зарплата, апрель, май, то есть такие поэтапные шаги были приняты».
Впрочем, назвать конкретные цифры, насколько в перспективе будут проиндексированы зарплаты и пенсии, министр не рискнул.
Кроме того, Юрий Селиверстов весьма туманно высказался по поводу международных долговых обязательств страны: «Зачастую за евробондами стоят физические лица, которые через какие-то уполномоченные депозитарии приобрели наши долговые обязательства. Мы по большому счету готовы были бы с ними рассчитываться, но вопрос – как? Есть платеж, но мы не знаем конечного держателя. Мы этот платеж направляем, и к части держателей эти деньги просто не дойдут. Они зависнут. Например, к нашему Банку развития. Вопрос: а для чего нам платить, чтобы система избирательно фильтровала наш платеж – вот этим заплачу, этим не заплачу?» Далее министр прибег к яркому образу: «Это все равно что вы приходите в магазин на кассу, а кассир вам говорит: «Вот это я вам пробью, а это – нет». Причем деньги берет за все покупки, но на выходе у вас треть товара отбирают. Возникает вопрос: а зачем такой магазин?.. Поэтому мы будем вынуждены работать на двусторонней основе, как и делает РФ с нашими инвесторами. И тот, кто адекватен, кто хочет вернуть свои деньги, не хочет санкционных этих всех вещей, он свои деньги получит. А кто хочет, как и прежде, получить деньги через Euroclear, через европейский депозитарий, который не проводит наши платежи, там он их не получит. Пусть идет и предъявляет претензии к ним».
Ранее белорусские власти заявляли, что будут исполнять обязательства перед отдельными иностранными кредиторами не в валюте, а в белорусских рублях.
Ярослав Романчук, президент Научно-исследовательского центра Мизеса, так прокомментировал «НГ» ситуацию в белорусской экономике: «То, что прогнозирует МВФ, я думаю, это на самом деле очень оптимистично и по инфляции, и по динамике экономики, потому что сегодня белорусская экономика – это «черный ящик», в котором нет свободных цен, свободного курсообразования, нет половины статистики, поскольку она засекречена из-за схем по уходу от санкций. Поэтому ситуация как в Советском Союзе: каждый считает, как может, как хочет и на глазок. Но тот факт, что МВФ даже по мировой экономике ухудшил прогноз на 40%, говорит о том, что для экономики Белоруссии это будет по ВВП падение на 10–15%. А это означает остановку или сокращение деятельности предприятий, это еще большее увеличение зависимости от России, потеря сотен тысяч рабочих мест, бюджетный дефицит. Даже тот план, который приняло правительство, предполагает, что заводы могут без предупреждения увольнять работников без выплаты выходного пособия и расчета по заработной плате».
Эксперт сделал неутешительный вывод: «Период даже относительного статистического роста закончился, мы вступили в период спада. Насколько он будет глубоким, зависит от тех мер, которые примет правительство Белоруссии. Но, судя по тому, что дан приказ на дальнейшее огосударствление всех сфер, никаких позитивных изменений не будет. И как был загнивающий социализм в конце 80-х годов прошлого века, так сейчас будет загнивающий «Госплан» имени Лукашенко».