Томаса Никлассона принял президент Таджикистана Эмомали Рахмон. Фото с сайта www.president.tj
Специальный посланник Европейского союза по Афганистану Томас Никлассон провел в Таджикистане консультации по Афганистану. Аналогичная тематика интересовала и верховного комиссара ООН по делам беженцев Филиппо Гранди, недавно посетившего Душанбе. Эксперты считают, что европейцы проводят ситуационный анализ перед началом операции по дестабилизации Центральной Азии.
Томас Никлассон в ходе переговоров с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном, главой МИДа Сироджиддином Мухриддином, а также министром внутренних дел Рамазоном Рахимзода и командующим пограничными войсками Раджабали Рахмонали обсудил ситуацию в Афганистане и приоритеты ЕС в этой стране. Он также выразил обеспокоенность по поводу отсутствия инклюзивного политического процесса и ситуации с правами человека в Афганистане, особенно положения женщин и доступа девочек к образованию. Об этом сообщили в представительстве ЕС в Таджикистане.
«Мои переговоры в Душанбе показывают, что Таджикистан и ЕС разделяют общее видение сильного, независимого, мирного и стабильного Афганистана. Страны, где население пользуется всеми правами и свободами, предоставленными ему обязательствами, взятыми на себя государством Афганистана, который не представляет и не таит в себе угрозы для других стран. Наши обсуждения были сосредоточены, в частности, на необходимости истинно инклюзивных политических процессов в Афганистане, что имеет решающее значение для долгосрочной стабильности. Я с нетерпением ожидаю дальнейших консультаций в регионе в ближайшие недели и месяцы», – заявил Никлассон. По его словам, ЕС окажет помощь афганскому народу, который страдает от голода и других лишений. Он сообщил, что европейские страны собрали взносов более 500 млн евро на 2022 год из 2,2 млрд евро, обещанных международным сообществом Афганистану.
«Для Таджикистана у ЕС другие программы, в частности по управлению границей, реагированию на чрезвычайные ситуации, борьбе с терроризмом, гуманитарной помощи и готовности к реагированию на поток беженцев, а также устойчивости и развития приграничных сообществ», – отметил Никлассон. Напомним, о возможном потоке беженцев из Афганистана в Таджикистан предупреждал Филиппо Гранди, побывавший в Душанбе в конце марта. Он предупредил власти Таджикистана быть готовыми оказать беженцам помощь «в рамках международной конвенции» (подробнее см. «НГ» от 17.03.22).
«Таджикистан, с его жесткой позицией непринятия «Талибана» (запрещен в РФ), с его отказом от конструктивных переговоров с новым кабульским режимом, видимо, проектируется Западом как некий канал поддержки так называемых антиталибских сил для создания необходимого уровня нестабильности в Афганистане», – сказал «НГ» профессор Санкт-Петербургского государственного университета, эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев. Душанбе, по сути, стал союзником ЕС в поддержке антиталибских сил, деятельность которых, судя по поступающим новостям из Афганистана, заметно активизировалась. К антиталибским силам эксперт относит не только лидера панджшерских таджиков Ахмада Масуда-младшего, который объявил о готовности продолжать сопротивление талибам, но и другие военизированные отряды радикальных движений, не подконтрольных официальному Кабулу.
В частности, идет перегруппировка на афганском берегу Пянджа отрядов движения «Джамоат Ансаруллох» (запрещено в РФ), полностью состоящего из таджиков. «Беда происходящей сегодня войны в Афганистане в том, что она виртуальна и в большинстве случаев недоказуема. Что происходит в реальности, на земле, – вопрос открытый. Тем не менее нестабильность на южных границах стран Центральной Азии сохраняется. Страны ЕС и союзники США заинтересованы в создании хаоса на южных границах стран Центральной Азии, поскольку это зона ответственности и интересов России, поскольку даже небольшое напряжение в Северном Афганистане будет отвлекать внимание и ресурсы России, которые сейчас сосредоточены на основном европейском направлении», – подчеркнул эксперт.
По его словам, неопределенности внесла отставка Имран Хана с поста премьер-министра Пакистана. Начинается новый этап противостояния Китая и США на пакистанской площадке. Несомненно, это противостояние очень быстро спроецируется и на Афганистан. Не исключено, что и военным образом. Эксперт предполагает, что началась реализация проекта АфПак 2.0 (ранее была разработана теория об объединении Афганистана и Пакистана в общее конфликтное пространство, так называемую зону АфПак), для того чтобы привести к власти в Пакистане проамерикански ориентированных политиков кланов Шарифов, Бхутто, Зардари и поддержать там определенный уровень нестабильности, что будет проецироваться и на Афганистан. Уже появилась информация, пока не подтвержденная, из разных источников, о том, что американские беспилотники нанесли удары по базам талибов в южных провинциях Афганистана. «Учитывая тот большой резерв прокси-средств, которые американцы оставили в регионе, допустить подобное можно», – полагает Князев. Поэтому открытие второго фронта в Центральной Азии вполне вероятно.
Политолог Марс Сариев не исключает, что атаки боевиков на регион начнутся вскоре, как только в горах сойдет снег – в конце мая или начале июня. Первым, по его мнению, под прицел попадает Таджикистан. «Сейчас европейские чиновники проводят зондаж через Таджикистан на предмет начала эскалации конфликта, который через Казахстан перекинется и на Россию, в Поволжье, Татарстан и Башкирию, где сильно радикальное подполье. Вотум недоверия пакистанскому премьеру развязывает руки Западу. Теперь США могут продвигать свой ранее разработанный план по дестабилизации региона. Ведь не зря они, уходя из Афганистана, оставили массу оружия, которое попало в руки не только пришедшему к власти движению «Талибан», но и не интегрированным в них запрещенным в РФ группировкам «Исламского государства» (запрещено в РФ. – «НГ»), «Аль-Каиды» и «Ансаруллох», которых талибы расквартировали в афганском Горном Бадахшане», – сказал «НГ» Марс Сариев.