Ильхам Алиев активизировал переговоры с Арменией. Фото с сайта www.president.az
Владимир Путин и Ильхам Алиев обсудили по телефону подготовку мирного договора между Азербайджаном и Арменией, работу по делимитации азербайджано-армянской границы, а также итоги недавних переговоров в Брюсселе в формате Азербайджан–Армения–ЕС. Об этом сообщила пресс-служба Кремля, отметив, что главы двух государств подтвердили обоюдный настрой на продолжение плотного взаимодействия по повестке двусторонних отношений. Свои услуги по урегулированию отношений Азербайджана и Армении предложил Госдепартамент США, в том числе в рамках Минской группы (МГ) ОБСЕ. Однако в Баку предпочтения отдают Москве.
Телефонный разговор лидеров двух стран состоялся по инициативе Ильхама Алиева. С главой РФ он обсудил итоги встречи с премьер-министром Армении Николом Пашиняном при посредничестве главы Европейского совета Шарля Мишеля. Как сказал «НГ» руководитель Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде, встреча в Брюсселе, с точки зрения азербайджанской стороны, была достаточно успешной: «Итоговое заявление главы Евросовета Шарля Мишеля соответствовало ожиданиям азербайджанской стороны, которые возлагал Баку на эти переговоры». По словам эксперта, для Азербайджана важно, что в итоговом документе не использовались определения из прошлой конфликтной повестки МГ ОБСЕ – Нагорный Карабах и карабахский конфликт. Это говорит о том, что в целом процесс идет в рамках постконфликтных, а не доконфликтных реалий (до 44-дневной войны), считает Велизаде.
По мнению политолога, для Азербайджана важно, чтобы все процессы опирались на принципы международного права, в частности неприкосновенность границ, и на этом основании строилась бы логика дальнейших шагов.
«Обнадеживает заявление премьер-министра Армении Никола Пашиняна, которое он сделал в армянском правительстве по возвращении из Брюсселя. В частности, касаясь процесса делимитации и демаркации границы, он сказал, что надо опираться на границы, которые существовали во время советского периода. Именно эти границы Азербайджан считает актуальными на сегодняшний день, включая нагорную часть Карабаха. Для Азербайджана вопрос непризнанной Нагорно-Карабахской республики не стоит в переговорном процессе, потому что это часть суверенной территории Азербайджанской Республики и обсуждение этого вопроса в рамках постконфликтной повестки неприемлемо, поскольку азербайджанская сторона рассматривает это как вмешательство во внутренние дела», – отметил политолог. Напомним, что в прошлом году указом президента Ильхама Алиева были созданы два экономических района – Карабахский и Восточно-Зангезурский.
Баку представил Еревану пять базовых принципов для установления добрососедских отношений Азербайджана с Арменией: взаимное признание суверенитета, территориальной целостности, нерушимости международных границ и политической независимости друг друга; взаимное подтверждение отсутствия территориальных претензий друг к другу и юридическое обязательство не предъявлять такие претензии в будущем; воздержание от угрозы безопасности друг друга в межгосударственных отношениях, применения угроз и силы против политической независимости и территориальной целостности, а также от иных обстоятельств, несовместимых с целями Устава ООН; делимитация и демаркация государственной границы, установление дипломатических отношений; открытие транспорта и коммуникаций, установление других соответствующих коммуникаций и сотрудничество в других областях, представляющих взаимный интерес.
В Баку отмечают, что именно на этих базовых принципах стороны могут заключить двустороннее мирное соглашение. Армения в случае несогласия с каким-либо пунктом документа должна представить соответствующие разъяснения. Ереван, напротив, уклоняется от прямых переговоров с Баку, считая, что они должны проходить при посредничестве МГ ОБСЕ. По словам Велизаде, для Баку формат ОБСЕ неприемлем ввиду острых разногласий между сопредседателями МГ ОБСЕ и безрезультативности их деятельности.
Другим не менее важным для Азербайджана вопросом является открытие транспортных коммуникаций в регионе. В его решении заинтересована и Россия. Согласно трехстороннему заявлению от 11 января 2021 года, была создана совместная рабочая группа на уровне вице-премьеров Азербайджана, России и Армении. Но дальше обсуждения маршрутов железнодорожного сообщения и технических параметров, таких как проведение осмотра дорог на местах, дело не пошло, поскольку армянская сторона заморозила свое участие в работе группы. Позицию Армении Азербайджан называет неконструктивной и в одностороннем порядке начал восстанавливать железную и автомобильную дорогу от населенного пункта Горадиз до армянской границы. Это старая советская железная дорога Баку–Ереван, часть ее, 116-километровый участок, получил название Зангезурский транспортный коридор. Приблизительно 30% работ по восстановлению этой дороги уже выполнено, и, как обещают, в 2023 году она будет сдана в эксплуатацию.
Для России, считает Велизаде, в условиях санкций Запада этот коридор – окно в страны Юго-Западной Азии, а через них и в страны Восточного Средиземноморья, Северной Африки. Турция и Иран также заинтересованы в разблокировании коммуникаций на Южном Кавказе. Политолог обратил внимание, что интересантом в Зангезурском проекте выступает российская сторона. «Российские железные дороги» (РЖД) получили в долгосрочную концессию «Армянские железные дороги». В случае строительства альтернативной железной дороги российская компания окажется не у дел.
Если же Зангезурский коридор из-за позиции Еревана открыть не удастся, то будет построен альтернативный маршрут. Тегеран и Баку уже договорились о строительстве обходной железной дороги, которая бы связывала западные регионы Азербайджана с Нахичеванской автономной республикой через территорию Ирана.
Свои посреднические усилия в урегулировании отношений между Азербайджаном и Арменией предлагает Госдеп США. «Соединенные Штаты привержены построению мирного, демократического и процветающего будущего на Южном Кавказе, говорится в распространенном 10 апреля сообщении пресс-службы Госдепартамента США. Госдеп США призвал Армению и Азербайджан активизировать дипломатические контакты, использовать существующие механизмы прямого контакта для поиска всеобъемлющего решения конфликта или его последствий и нормализовать отношения путем достижения всеобъемлющего мирного соглашения. «Соединенные Штаты готовы оказать помощь Армении и Азербайджану в этих инициативах». Однако, как считает политолог Ильгар Велизаде, США не располагают соответствующими механизмами и инструментами для непосредственного действия в зоне конфликта. «Без России в регионе не обойтись по очень многим причинам. В трехстороннем соглашении от 9 ноября 2020 года российская сторона выступает гарантом мирного процесса в регионе, гарантом в разблокировании транспортного сообщения, а российские пограничники обеспечивают безопасность Зангезурского коридора. Процесс демаркации и делимитации также без российского содействия не обойдется, поскольку Москва предлагала использовать карты 70-х годов Генштаба СССР. Впрочем, и армянская сторона неоднократно предлагала, чтобы российские пограничники включились в процесс демаркации и делимитации границы в качестве посредников. Эти предложения армянской стороны по-прежнему актуальны.