Сердар Бердымухамедов дал старт новому правительству. Фото с сайта www.turkmenistan.gov.tm |
Сердар Бердымухамедов после вступления в должность президента 20 марта принял отставку правительства в соответствии с Конституцией Туркменистана и занялся формированием нового кабинета министров. Ожидалось, что новый глава государства приведет команду молодых реформаторов, но чуда не случилось. Практически все министры сохранили свои посты, за исключением должности вице-премьера по финансово-экономическим вопросам, которую до избрания президентом занимал сам Сердар Бердымухамедов. По его словам, чиновники обладают богатым опытом, необходимым для дальнейшего социально-экономического развития страны. В целом поручения президента вновь назначенным чиновникам свелись к продолжению их прежней работы, сообщил ресурс «Хроника Туркменистана».
Новым вице-премьером по вопросам экономических, банковских и международных финансовых организаций стал Мухамметгулы Мухаммедов. Он также будет представлять Туркменистан в Экономическом совете стран – участниц СНГ. Ранее, с 2014 по 2017 год, он занимал пост министра финансов и управляющего Всемирным банком от Туркменистана. Но после увольнения с должности он «потерялся», правда ненадолго, Сердар Бердымухамедов взял его своим заместителем в бытность вице-премьера по экономике и финансам.
Эксперт по Центральной Азии Сердар Айтаков считает Мухаммедова представителем «новой генерации», однако сомневается, что ему удастся провести экономическую реформу. «Мухаммедов учился в Турции и знаком с реалиями рыночной экономики. Но проблема заключается в том, что в туркменских условиях вся «кровеносная система» современной рыночной экономики очень однобока», – сказал «НГ» Сердар Айтаков. (Подробнее см. номер от 27.02.22.) Эксперт полагает, что экономический блок в правительстве понимает, что реформировать существующую систему нужно в первую очередь. «Но насколько чиновники решатся на радикальные шаги, представить сложно. Нужно наводить порядок в системе внебюджетных фондов, куда стекаются деньги за продаваемые нефть, газ, хлопок и другое сырье. Делать их прозрачными и вводить в систему государственного бюджетного контроля и создавать четкие правила использования этих ресурсов», – отметил Айтаков.
По его словам, необходима реформа банковской системы, кредитной политики, валютного обращения. Наконец, надо открыть свободную конвертацию валюты. Это позволит насытить рынок не только товарами общего потребления, но и технологиями, наладить экспорт жесткого государственного контроля. «Но проблема в том, что и государство, и коррумпированное окружение президента, в первую очередь «семья», кормятся с этого, в том числе и путем создания монопольных условий для экспорта энергоресурсов, минеральных удобрений и всего того, что приносит прибыль. В условиях кризиса, когда «кормовая база» сократилась, многочисленные племянники второго президента нещадно доили приносящий прибыль бизнес. Это еще один серьезный вызов для нового главы государства – без нейтрализации этой паразитической системы реальных реформ не получится», – считает эксперт.
По его мнению, сейчас не стоит ожидать и мифической «либерализации» политической системы в Туркменистане. Такие ожидания были после прихода к власти Гурбангулы Бердымухамедова, когда он принимал новые законы о «политических партиях», о «митингах и демонстрациях» в надежде, что это приведет к либерализации режима. Но увы, это была имитация политического процесса. Даже если были созданы какие-то политические инструменты, при этом одновременно уничтожалась и запрещалась любая политическая жизнь.
«В Туркменистане существует почти легализованный в качестве элемента тотального устрашения институт «пропавших в туркменских тюрьмах» – большая категория политических оппонентов режиму, бывших чиновников, общественных деятелей. И этот институт начисто отбивает охоту у любого, кто просто мог задуматься над политической деятельностью, карьерой – именно из-за жуткой боязни присоединиться к «пропавшим». И это тоже остается серьезным вызовом для Сердара Бердымухамедова», – считает Айтаков. Никакие реформы ни в одной области не будут эффективны, если в обществе будет подавляться инициатива и не будет гарантирована неприкосновенность в рамках закона, который, увы, в Туркменистане имеет очень специфическое действие, толкование и применение. Любой чиновник, как отметил эксперт, просто панически боится проявить инициативу и ждет команды сверху.
Внешнеполитический курс Туркменистана формально не изменится и останется в парадигме статуса «позитивного нейтралитета», особенно в условиях такой непростой международной обстановки. «Но все это не исключает участия в подковерных интригах в контексте извечной проблемы властей Туркменистана – возможности поставок газа на внешние рынки. В этом у руководства МИД Туркменистана есть богатый опыт, к сожалению крайне малорезультативный, но это мало беспокоит его руководство. Для первого вице-премьера, министра иностранных дел Рашида Мередова участие и даже изобретение этих интриг является одним из способов 25-летнего присутствия во власти, имитацией реальной и продуктивной деятельности и постоянного подтверждения своей незаменимости», – сказал Сердар Айтаков. Не случайно Рашида Мередова называют серым кардиналом туркменского президента. Он единственный из министров, который самостоятельно определяет политику своего ведомства, полностью замыкая на себя максимум международных контактов.