Одиль Рено-Бассо пообещала привлечение иностранных компаний к реализации новых проектов в Узбекистане. Фото со страницы Одиль Рено-Бассо в Twitter
Президент Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Одиль Рено-Бассо прибыла с визитом в Ташкент. Она встретится с главой Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым и примет участие в международном инвестиционном форуме, в ходе которого оценит влияние событий в Украине на мировую, региональную и национальную экономику. Узбекистану будет предложено сделать геополитический выбор. Однако для Ташкента такой вариант неприемлем, поскольку Россия в тройке внешнеторговых партнеров занимает первое место.
Одиль Рено-Бассо по прибытии в Ташкент заявила, что это ее первый визит в «самое густонаселенное государство Центральной Азии и одну из крупнейших стран, в которые инвестирует банк». В 2021 году ЕБРР инвестировал почти 607 млн евро в 22 проекта в Узбекистане, а всего – более 2,85 млрд евро в 106 проектов в республике. Среди целей, которые банк поставил перед собой на ближайшие пять лет, как отметила Рено-Бассо, развитие зеленой экономики, чтобы к 2025 году больше половины его инвестиций приходилось на зеленые экономические проекты, в том числе на развитие возобновляемой энергетики.
На переговорах в Ташкенте президент ЕБРР подведет итоги «текущих инициатив банка в республике в области декарбонизации, цифровизации и экономической интеграции, а также обсудит вопросы экономики стран Центральной Азии, которые сталкиваются с ростом цен на продовольствие, товары первой необходимости, девальвацией своих национальных валют и сокращением денежных переводов из России.
Безусловно, экономики стран Центральной Азии пострадали из-за введенных Западом санкций в отношении России. Директор Центра исследовательских инициатив «Ma’no» (Ташкент) Бахтиер Эргашев отметил, что потери действительно большие. «Например, почти двукратное падение курса рубля по отношению к доллару уже сказывается на объемах денежных переводов трудовых мигрантов, доходы которых уменьшились в два раза. Это серьезная проблема для Узбекистана, поскольку, только по официальным данным, более 2 млн узбекистанцев работают в России. Следом пошли и другие процессы – инфляция и повышение цен на импортируемые товары из России и Украины – подсолнечное масло и сахар. Тем более что Москва объявила эмбарго на поставку этих продуктов», – сказал «НГ» Бахтиер Эргашев.
Дополнительной нагрузкой становятся проблемы транспортной логистики и транспортных расходов. Как в Узбекистане, так и в России работают над вопросом, как избежать удорожания и как сохранить систему авиаперевозок. Эксперт не исключает, что США начнут вводить вторичные санкции в отношении стран, которые работают с Россией. И это станет еще одним ударом по Узбекистану. По итогам 2021 года в тройке главных внешнеторговых партнеров Узбекистана Россия занимала первое место. На втором – Китай и на третьем – Казахстан.
Однако узбекские производители не отчаиваются и намерены занять те ниши, которые будут постепенно освобождаться. «Ряд руководителей текстильных предприятий уже заявили, что готовы расширить свое присутствие на российском рынке и, более того, вести расчет в рублях. Кроме текстиля ожидается серьезный рост поставок кожевенной, обувной и плодоовощной продукции из Узбекистана. Москва и Ташкент обсуждают возможности реализации проекта «Агро-экспресс» – системы скоростных поставок фруктов и овощей на рынок Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (Узбекистан – наблюдатель в этой региональной организации. – «НГ»). Ожидается также и оживление туристического сектора, хотя российские туристы в Узбекистане и так были большинством из всего иностранного потока», – отметил эксперт. По его мнению, в любом случае наметились позитивные тренды на волне санкций и антисанкций в увеличении узбекского присутствия на российском рынке.
Россия, в свою очередь, как говорят эксперты, намерена активизировать свою инвестиционную деятельность в странах Центральной Азии. Узбекистан может стать одним из главных адресатов по созданию промышленной продукции, которую Россия сейчас продвигает в рамках ЕАЭС. Речь идет о создании цепочек товаров для развития авиационной промышленности, фармацевтической отрасли. «События в Украине могут стать неким толчком для того, чтобы определенная часть зарубежных инвестиций пришла в Узбекистан, который готов к их приему в рамках своей политики открытости. Если Узбекистан сможет эффективно реализовать эту возможность, то вполне вероятен сценарий определенного ускорения экономического роста в республике – создание новых производств, увеличение доли промышленности. Этим нужно воспользоваться. Идея проведения крупного инвестиционного форума в Ташкенте как нельзя кстати, правда, его проведение было запланировано еще осенью 2021 года», – отметил Эргашев.
Но Узбекистану придется выбирать. По словам эксперта, с одной стороны говорят, что постсоветским странам нужно определяться, с кем они, с каким центром силы. С другой – усиливается давление Запада, который намекает, что если Ташкент не хочет проблем, а хочет инвестиций, то нужно сократить сотрудничество с Россией. «Это вопрос выбора. Россия – главный внешний партнер, что взамен? Куда пойдет узбекская продукция, в Европу или США? Сомневаюсь. В Китай с его огромным рынком не пробиться. Поэтому альтернативы России нет», – подчеркнул Эргашев.
Научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Поволжья Института востоковедения РАН Александр Воробьев сказал «НГ», что если и раньше было достаточно непросто выдерживать баланс между интересами России и Запада, то сегодня эта задача для Ташкента крайне усложнилась, власти Узбекистана де-факто поставлены перед геополитическим выбором. «Вместе с тем важно понимать, что в Ташкенте при принятии стратегических решений будут исходить прежде всего из своих интересов: внешнеполитическая субъектность страны не вызывает сомнений, равно как и способность противостоять любому внешнему давлению. Для Узбекистана важны отношения как с Россией, так и с Западом, а также с Китаем и государствами Южной Азии. Узбекистан выстраивает диверсифицированную по разным направлениям сеть транспортно-логистических маршрутов в Центральной Евразии. Россия важна для Узбекистана как рынок сбыта продукции, партнер по промышленной кооперации, источник доходов трудовых мигрантов. Можно предположить, что призывы западных столиц к разрыву или серьезному понижению уровня отношений с Москвой могут не окупить издержек, которые Узбекистан понесет в случае смены курса в долгосрочной перспективе», – сказал эксперт. n