Александр Лукашенко утверждает, что белорусская армия не участвует в конфликте в Украине. Фото Reuters
Запад вводит санкции в отношении белорусских предприятий, несмотря на усилия официального Минска отмежеваться от действий России. Всемирный банк свернул свои программы, а Европа запретила импорт товаров двойного назначения и продукции основных экспортных отраслей.
В четверг Всемирный банк сообщил, что сворачивает свои программы не только в России, но и в Белоруссии. В сообщении говорится, что банк не одобрял никаких программ с Белоруссией в связи с репрессиями после президентских выборов. Сейчас прекращаются все программы полностью в связи с тем, что Белоруссия причастна к военным действиям России в Украине. Одновременно с этим стало известно, что новые санкции в дополнение ко всем предыдущим ввел ЕС. Они были опубликованы в официальном журнале Евросоюза.
Под санкции подпали товары и технологии двойного назначения и те, которые «могут способствовать военно-техническому укреплению Беларуси или развитию оборонного сектора». Также ЕС не будут покупать у Белоруссии изделия из древесины, цементную и резиновую продукцию, продукцию из стали и железа. Запреты касаются не только новых контрактов, как это было в предыдущих пакетах санкций, но и действующих на момент принятия решения. Правда, на прекращение договорных отношений дается целых три месяца.
Напомним, что в отношении Белоруссии введены пять пакетов санкций ЕС и санкции США в связи с репрессиями. Самым главным ударом для белорусской экономики там были санкции в отношении калийной отрасли. Экспорт калия стал невозможен из-за того, что Литва отказалась его перевозить. Белоруссия зарабатывала на экспорте калия около 2,5 млрд долл. в год. Планировалось, что перевалка удобрений пойдет через Россию, однако теперь очевидно, что этот вариант также невозможен.
Кроме того, Белоруссия уже ощутила на себе санкции, которые в связи с военными действиями в Украине введены в отношении России. В первую очередь они коснулись финансовой системы. Тесно связанный с российским рублем белорусский тоже девальвировался, потеряв более 10%. В связи с этим, а также с ожиданием дальнейшего падения белорусского рубля импортеры начали поднимать цены на свои товары.
Также в числе пострадавших – клиенты белорусских «дочек» российских банков. В частности, это касается банков «БелВЭБ» и ВТБ (Беларусь). Держатели карт этих банков не могут воспользоваться ими за рубежом, да и внутри страны они работают с перебоями. Ими невозможно рассчитаться за покупки или услуги в иностранных онлайн-сервисах. Из-за ограничений, которые ввела платежная система Visa, не могут рассчитываться картами за рубежом клиенты Технобанка, РРБ-Банка. Некоторые банки начали вводить лимиты по валютно-обменным операциям на картах, другие – приостанавливать кредитование.
Эксперты констатируют, что по сравнению с предыдущими пакетами санкций, на которые Запад шел неохотно из-за бизнес-лобби в своих же странах, сейчас решения принимаются быстро. Как бы Белоруссия ни открещивалась от того, что делает Россия в Белоруссии, факт остается фактом – на территории стоят российские войска и оттуда они направляются в Украину. В четверг Александр Лукашенко в очередной раз подчеркнул, что Белоруссия не участвует в военных действиях в Украине, но некие силы на Западе очень хотят это сделать. «Вы видите, что нас просто хотят затолкать в войну в Украине, специально. Чтобы мы оголили остальные наши границы, а потом с нами разберутся быстро», – заявил он в четверг, вручая госнаграды.
Экономисты не исключают, что постепенно все те же проблемы, которые уже проявились в российской экономике, будут актуальны и для белорусской. Они прогнозируют стремительное падение белорусского экспорта, ставку на который делали правительственные эксперты, верстая планы на 2022 год. Напомним, что в прошлом году белорусский экспорт вырос на 36,7% и почти достиг 40 млрд долл. Эксперты назвали это внешнеторговым чудом и связывали его не с успехами белорусской промышленности и торговли, а с конъюнктурой внешних рынков, восстанавливающихся после локдаунов.
Наличие валютной выручки может привести к проблемам с выплатой внешних долгов – более 3 млрд долл. в год. Официальный Минск рассчитывал исключительно на российские кредиты, потому что рассорился с Западом гораздо раньше, чем это сделала Россия. Москва даже обещала выделить миллиардный кредит, хотя Минск запрашивал 3,5 млрд долл. Теперь рассчитывать на поддержку России едва ли возможно, рассуждают аналитики в Минске. Едва ли реальны для осуществления и многие другие совместные экономические проекты. Видя перспективу сокращения валютных доходов, власти в ближайшее время могут ограничить возможности населения в покупке иностранной валюты. Пойдет отток депозитов, который только недавно остановился после падения из-за президентских выборов 2020 года. В стране уже очень сложно купить валюту, но официальных запретов пока нет.
Минск