Владимир Макей рассказал все о политике белорусской власти. Фото со страницы МИД Беларуси в Facebook
Белоруссия призывает страны Запада к равноправному диалогу на том основании, что действующая власть контролирует ситуацию в стране и принимает решения. В Минске рассчитывают, что смогут вернуть себе статус донора региональной безопасности. Не отказываются там и от политики многовекторности.
«Мы всегда говорили, что проводим многовекторную внешнюю политику, и этот принцип остается и сейчас», – заявил в среду во время пресс-конференции на тему внешней политики министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей. По его словам, власти страны заинтересованы в том, чтобы «развивать и углублять наши дальнейшие отношения со стратегическим партнером, союзником, братской державой, которой является Россия» и при этом «иметь нормальные отношения с западными странами».
Глава МИДа попросил обе стороны не воспринимать стремление к многовекторности «подозрительно».
Владимир Макей признал, что на данном этапе многовекторности не получается, так как уровень сотрудничества «с Европейским союзом, с коллективным Западом в целом заметно снизился». Произошло это из-за того, что западные страны ввели пять пакетов санкций в отношении Белоруссии, пояснил Макей. При этом он умолчал о том, что санкции стали следствием беспрецедентных репрессий и насилия в отношении мирного населения, принудительной посадки самолета ирландской авиакомпании Ryanair в Минске и мигрантского кризиса на границе с ЕС.
Ни власти Белоруссии, ни лично Александр Лукашенко не виноваты в том, что отношения с Западом оказались совершенно испорчены, считают в Минске. «Проблема в неадекватной оценке нашими западными партнерами того, что происходит внутри Беларуси и вокруг Беларуси», – считает Макей. По его мнению, «произошла какая-то разгерметизация мозговой оболочки у западных политиков, в результате чего они абсолютно неадекватно оценивают ситуацию». То, что западные лидеры ведут диалог с оппонентами власти, находящимися в эмиграции, Макей назвал «просчетом их политики». «Серьезные политики никогда бы не последовали тем призывам, которые делают те люди, находящиеся в Варшаве и Вильнюсе», – уверен он. Глава МИДа призвал «трудных партнеров», коим является Европейский союз, к взаимоуважительному, равноправному, спокойному и откровенному диалогу с теми, кто «реально принимает решения и реализует эти решения в Беларуси».
Владимир Макей констатировал, что пока «готовности со стороны Европейского союза к такому откровенному диалогу» в Минске не наблюдают. Белоруссия при этом от своих планов вернуть отношения на уровень «до выборов», или, как образно говорил Александр Лукашенко, «перевернуть страницу» и сделать вид, что ничего этого не было, не отказывается. «Мы намерены и впредь играть роль донора безопасности, как бы кто скептически ни относился к этому в нынешней ситуации санкционного противостояния между Беларусью и Европейским союзом», – заявил глава внешнеполитического ведомства.
Он вспомнил о белорусской инициативе периода многовекторности «Хельсинкики-2» и сказал, что Белоруссия готова и дальше ее продвигать. «Мы считаем, что давно назрела необходимость в рамках той же самой ОБСЕ организовать полномасштабную встречу руководителей государств, которые не встречались уже много лет… она привела бы к восстановлению на определенном уровне доверия между теми странами, которые сейчас поделены на наших и не наших», – сказал Макей. Он высказал поддержку инициативам президента России Владимира Путина собрать встречу пяти членов Совета Безопасности ООН и проработать возможность встречи руководителей государств – членов ОБСЕ. При этом он подчеркнул, что эти инициативы уже озвучивал Александр Лукашенко. «Мы готовы сыграть свою роль в продвижении диалога на нашем пространстве и готовы вносить конкретные предложения», – резюмировал Владимир Макей.
В ходе пресс-конференции Владимир Макей коснулся многих актуальных на сегодняшний день вопросов. В частности, он сообщил, что российские войска все в полном составе вернутся в места своей постоянной дислокации после окончания учений, что власти не намерены идти ни на какой диалог ни с оппонентами, ни с тем гражданским обществом, которое «проводит антигосударственную политику», что на все санкционные вызовы у Минска есть ответы. Также он выразил надежду, что будут отменены все ограничения на полеты, которые были введены в связи с принудительной посадкой Ryanair.
«Из заявлений Макея следует, что никаких перемен в политике не предполагается», – прокомментировал «НГ» пресс-конференцию политолог Валерий Карбалевич. По мнению эксперта, в этой ситуации не было никакой необходимости повторять то, что уже ранее заявлялось. «Возможно, белорусский МИД хотел показать всем, что он вообще еще существует. Ведь многие уже начали высказывать мнение, что необходимость в Министерстве иностранных дел при отсутствии самих иностранных дел уже пропала», – предположил эксперт.
«Предлагать уважительный и равноправный диалог и при этом оскорблять оппонентов, говоря, что у них что-то не то с головным мозгом, – так это не работает в международной дипломатии», – высказался эксперт по поводу призывов к диалогу с Западом. По мнению Валерия Карбалевича, диалог официального Минска с Западом в данный момент невозможен не потому, что нет каналов связи, – они есть, посольства, хоть и в усеченном виде, работают. Проблема в отсутствии повестки дня, так как «позиции сторон диаметрально противоположны и не наблюдается никаких подвижек по их сближению». В Минске хотят сделать вид, что фальсификаций итогов выборов, насилия, репрессий, тысяч политзаключенных, посаженных самолетов и мигрантов, штурмующих границу, не было, но Запад с этим согласиться не может.
Минск
комментарии(0)