Фото сайта tut.by
Репрессии в Белоруссии уже не являются темой номер один в мировой повестке дня, но не потеряли своей актуальности для самих граждан. Накануне референдума в стране продолжаются и обыски, и задержания. Внимание правозащитников сейчас приковано к сухой голодовке в СИЗО философа Владимира Мацкевича – родственники и друзья утверждают, что он пойдет до конца.
Философ Владимир Мацкевич голодает с 4 февраля, однако с 14 февраля он перешел на сухую голодовку, то есть перестал пить воду. О том, что происходит с философом и чем можно ему помочь, говорили правозащитники и его дочь на пресс-конференции во вторник.
Дочь философа Надежда Лученок сообщила, что у нее мало информации о том, что происходит с отцом, но она знает, что на его требования администрация СИЗО пока никак не отреагировала, хотя они не содержат ничего радикального. Владимир Мацкевич не требует освободить его прямо здесь и сейчас, хотя уверен в своей невиновности. Объявляя голодовку, он требует изменить ему меру пресечения на подписку о невыезде, завершить следствие и назначить дату суда, а также допустить к нему пастора.
«Мы знаем, что в будние дни врачи СИЗО каждый день настойчиво убеждают его прекратить голодовку, предупреждая, что умереть ему никто не даст», – рассказал эксперт по международным правозащитным механизмам Дмитрий Черных. «В то же время в выходные дни никакого врачебного наблюдения нет, и может случиться все, что угодно», – говорит он. По информации Дмитрия Черных, сестра заключенного, признанного политическим, обращалась с просьбой о свидании, но не получила разрешения. В поддержку Владимира Мацкевича написана петиция с просьбой удовлетворить его законные и элементарные требования, под ней более 5,5 тыс. подписей. Более 10 человек подписывали ходатайство о поручительстве, но это тоже не возымело действия.
Белорусские правозащитники констатируют, что не видят внимания к судьбе белорусского политзаключенного и от мировой общественности. Они обращались в международные организации, к европейским политикам. Белорусский Хельсинкский комитет (БГХ) обратился в рабочую группу по вопросам произвольных задержаний, к спецдокладчикам по вопросу о праве каждого человека на наивысший достижимый уровень здоровья, о свободе выражения мнения и о ситуации с правами человека в Белоруссии. «Мы попросили спецдокладчиков принять срочные меры по этому делу, поскольку твердое намерение Владимира начать сухую голодовку и держать ее до выполнения его требований с учетом его возраста может иметь необратимые последствия для жизни и здоровья», – рассказывали представители БХК. Однако никакой реакции на эти обращения тоже не последовало.
«Международное сообщество в части политиков в курсе этой ситуации, поэтому, почему нет реакции, мне сложно сказать… я бы все-таки хотел увидеть эту реакцию», – сказал в ходе пресс-конференции Дмитрий Черных. Впрочем, «дипломатические структуры с лета прошлого года постоянно обращаются к властям Белоруссии с просьбами о доступе и возможности встреч с белорусскими политическими заключенными, они просят, чтобы Международный Красный Крест получил доступ, но до настоящего времени они не смогли ничего сделать», – констатировал эксперт. Также правозащитники осознают, что даже при наличии какой-то реакции влияние мировых политиков и международных организаций на Белоруссию минимально.
Представители местной общественности просят Владимира Мацкевича прекратить голодовку, однако дочь философа заявила, что не может его об этом просить, так как уважает его решение. В своих письмах на волю Владимир Мацкевич подчеркивал, что его голодовка – это не жест отчаяния, а «осмысленный философский поступок, проявление позиции и того, что он может и должен делать здесь и сейчас». Коллега Мацкевича, политолог Андрей Егоров, считает, что все сказанное политзаключенным не бравада и он пойдет до конца, если на его требования не будет никакой реакции.
Владимира Мацкевича задержали 4 августа 2021 года. Его обвиняют в организации групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок. Ему грозит до четырех лет лишения свободы. Информации о ходе следствия нет, однако известно, что ни в каких активных действиях во время массовых протестов философ не участвовал. Это дает основания полагать, что под организацией власти понимают его критические высказывания по поводу происходящего. Судят не политика, судят мыслителя, подчеркивают эксперты и местная общественность.
Репрессии в Белоруссии не прекращались с 2020 года, констатирует правозащитный центр «Весна», который ведет хронику политических преследований в стране. Задержания и обыски происходят каждый день. Протестов нет, но власти находят повод найти несогласных. Например, во вторник 15 февраля с обыском пришли в дом матери активистки анархического движения Марины Касинеровой. Из ордера следовало, что претензии к ней возникли в связи с призывами к санкциям. Власти пристально следят за теми, кто уже отбывает наказание, и ужесточают его при малейшей провинности. Также во вторник с «химии» исчез отбывающий наказание политзаключенный Станислав Павлинкович. Приехали сотрудники КГБ и увезли его в неизвестном направлении, сообщает правозащитный центр «Весна».
Днем ранее задержали активистов «Европейской Беларуси» Леонида Кулакова и Майю Наумову. Им откровенно сказали, что это связано с предстоящим референдумом.
Напомним, что 27 февраля в Белоруссии состоится референдум по проекту Конституции. Власти, понимая, что население так и не перевернуло страницу, а просто ждет «окна возможностей» для новых протестов, опасаются, что они будут приурочены к референдуму. Поэтому накануне активизировались задержания оставшихся еще в стране и на свободе активистов. Эксперты в этой ситуации не прогнозируют скорого прекращения репрессий.
Всего в Белоруссии 1062 человека признаны политическими заключенными. Точного количества находящихся в неволе в связи с протестами и по причине несогласия с властью нет. Через задержания прошли порядка 50 тыс. человек.
Минск
комментарии(0)