Александр Лукашенко назвал сообщения об отправке белорусского воинского контингента в Сирию ложью. Фото с сайта www.president.gov.by
В Сирию поедут только белорусские врачи, и только после окончания пандемии, и только если захотят, заявил Александр Лукашенко. Таким образом он прокомментировал распоряжение правительства России, в котором говорится о возможном участии белорусских военных в гуманитарной миссии в Сирии. Эксперты частично соглашаются со сказанным руководителем Белоруссии, но утверждают, что сама постановка вопроса нарушает социальный договор с обществом.
Во вторник во время совещания с Советом безопасности Александр Лукашенко заявил, что планы отправки в Сирию белорусского военного контингента – это ложь. «Вчера очередной фейк, что якобы российское правительство приняло решение чуть ли не послать наших военных в Сирию. Для меня это было новостью», – с возмущением заявил Лукашенко.
«По нынешним законам это невозможно без президента. Но я никого туда не посылал. Единственное, о чем идет речь… давно об этом шла речь… Сирийский руководитель… правительство Сирии об этом попросили нас – врачами помочь», – пояснил он. Лукашенко уточнил, что белорусские военные врачи поедут в Сирию, если они сами захотят, и после того, как закончится «эта так называемая пандемия» и снизится заболеваемость гриппом. «В этой ситуации мы даже врачами помочь не можем», – предупредил он. Что касается сотрудничества с Россией в этом вопросе, то, по словам Лукашенко, Белоруссия попросила: «...если какой-то госпиталь, то мы с россиянами работали, у них большой опыт».
Заявление Александра Лукашенко выглядит несколько странным в связи с тем, что тема отправки белорусских военных в Сирию под руководством российских военных возникла в связи с опубликованием в понедельник на официальном портале правовой информации распоряжения главы правительства России Михаила Мишустина относительно проекта соглашения, адресованного Министерству обороны. В документе содержится поручение подписать с белорусским Министерством обороны межправительственное соглашение о сотрудничестве в области оказания гуманитарной помощи Сирии.
Накануне Интерфакс сообщил, что премьер-министр Михаил Мишустин одобрил проект соглашения с Белоруссией, которое предусматривает отправку в Сирию белорусских военных с гуманитарной миссией.
«Принимая во внимание официальное приглашение военно-политического руководства Сирийской Арабской Республики, адресованное белорусской стороне, принять участие в миссии по оказанию гуманитарной помощи на территории Сирийской Арабской Республики, направив в этих целях в Сирийскую Арабскую Республику белорусский воинский контингент», – говорится в проекте соглашения между Россией и Белоруссией.
Из документа следует, что белорусские военные не будут работать в зоне боевых действий, а будут участвовать в мероприятиях исключительно гуманитарного характера. Их численность составит до 200 человек. В Сирии они будут оперативно подчиняться российским военным, оставаясь под командованием уполномоченного органа белорусской стороны, говорится в проекте двустороннего соглашения Москвы и Минска.
Военный эксперт Егор Лебедок в своем Telegram-канале пояснил, что гуманитарная помощь – «это прежде всего гуманитарное разминирование и медицинское обеспечение воинских контингентов и гражданского населения». По словам эксперта, такие специалисты в Белоруссии есть – и военные медики, и специалисты по гуманитарному разминированию. «Конечно же, срочников посылать никто не будет. От них нет толка, там и конкуренция контрактников на место из этих 200 будет немалой», – считает Егор Лебедок. «Хорошие деньги», льготы и «облегчение карьерного роста» – таковы факторы, по мнению эксперта, которые делают поездку в Сирию привлекательной для военных специалистов.
Таким образом, Александр Лукашенко частично прав, что помогать Сирии Белоруссия будет врачами. В это же время он обращает внимание на несколько странных факторов. В частности, «интересен вопрос со статусом белорусского контингента в Сирии». «По соглашению он определяется отдельными международными договорами Беларуси с Сирией. В настоящее время в правовой базе договоры с Сирией, которые бы определяли статус белорусского контингента, отсутствуют, как нет и проектов указанных договоров или НПА (нормативно-правовых актов. – «НГ»), уполномочивающих орган на подписание», – констатирует эксперт.
Странным ему кажется и тот факт, что белорусский контингент в Сирии будет подчиняться не правительству или Министерству обороны Сирии, а центру российских вооруженных сил. «Так сказать, кто девушку ужинает, тот ее и танцует», – характеризует ситуацию Егор Лебедок. Необычность ситуации он иллюстрирует опытом участия Армении в гуманитарной миссии в Сирии. Военные этой страны подчинялись своему Министерству обороны, а с российскими только координировали свои действия.
Оправданным эксперт считает и вопрос безопасности белорусских военных. Реакцию Лукашенко на появление информации он называет «сохранением лица при плохой игре». «Все основные «бандитские» СМИ вполне адекватно написали новость на базе представленного проекта соглашения, для каких целей, кто и на каких условиях отправляет, просто перепечатали выдержки из соглашения, никаких фейков», – пишет Егор Лебедок.
Для России участие Белоруссии важно тем, что «позволяет переформатировать российские действия в Сирии в миротворческую (гуманитарную) операцию ОДКБ, что будет иметь столь необходимое политическое значение для организации и станет как бы продолжением «миротворческой деятельности», начатой в Казахстане», считает Егор Лебедок. Лукашенко, как и в остальных случаях, где он поддерживает позицию России, рассчитывает на «некие политико-экономические преференции со стороны Путина».
Оправдываться Лукашенко вынужден из-за того, что, отправляя белорусских военных на территорию других стран, он нарушает тот договор, который до этого у него был с обществом, прокомментировал поведение Лукашенко для «НГ» политолог Валерий Карбалевич. «Только что белорусский контингент вернулся из Казахстана, на прошлой неделе Лукашенко в интервью Соловьеву пообещал, что Беларусь вступит в войну с Украиной, если начнется конфликт в Донбассе. То есть даже не тогда, когда Украина нападет на Беларусь, а когда Украина нападет на Донбасс», – сказал эксперт. «Даже среди сторонников Лукашенко идея участия Белоруссии в чужих войнах непопулярна», – полагает он. Это и вынуждает его оправдываться, называя фейком реальный документ.
Наблюдатели предположили, что Россия специально обнародовала это соглашение, чтобы поставить Лукашенко в неудобное положение. Карбалевич полагает, что документ проходил стандартные бюрократические процедуры.
Минск
комментарии(0)