Новый порт в Поти обойдется в 120 миллионов долларов. Фото с сайта www.poti.gov.ge
В городе Поти состоялась торжественная церемония открытия нового морского порта. В мероприятии приняли участие премьер-министр Ираклий Гарибашвили, члены правительства и парламента Грузии, представители дипкорпуса во главе с послом США в Грузии Келли Дегнан. Реализация этого проекта, профинансированная в основном американской стороной, поставила под еще больший вопрос строительство другого морского порта – в местечке Анаклиа, в чем Вашингтон также был весьма заинтересован и который без устали лоббировал Михаил Саакашвили, еще будучи президентом Грузии.
На событие отозвалась сама Мадлен Олбрайт – бывший госсекретарь США. В ее поздравительном письме правительству Грузии говорится, что открытие нового порта является демонстрацией партнерства и взаимной верности Тбилиси и Вашингтона.
«Проект нового морского порта Поти предоставит больше экономических возможностей жителям Поти, Грузии и всем странам Черноморского и Каспийского регионов. От транспортировки 3 млн т груза через порт выиграют все стороны», – написала Мадлен Олбрайт. По ее мнению, открытие нового порта происходит в особенный период: «Международная система, которая дает нам возможности в регионе, сейчас находится под давлением. Соединенные Штаты верят, что каждая страна вправе решать, какую роль она будет играть в мировых отношениях. Но мы знаем, что каждая страна также должна иметь реальные возможности для торговли на разных рынках. Этот инструмент является частью реализации потенциала торговли и выбора. Этот аспект делает его важным не только с точки зрения торговли и коммерции, но для каждого, кто стремится создать лучшую жизнь для наших семей».
Не обошлась в своем выступлении на открытии порта без политизации события посол США в Грузии Келли Дегнан, назвав его «символом евро-атлантических устремлений Тбилиси»: «Этот порт является частью физической инфраструктуры, которая связывает Грузию с Европой». Чуть погодя она сказала, что «морской порт, безусловно, больше, чем просто инфраструктура». «Грузия как транзитная страна свяжет Восток и Запад и будет способствовать торговле. Морской порт является элементом благополучия и безопасности. И обязанность США помочь Грузии как стратегическому партнеру в развитии порта. У нас есть общие интересы, и мы уважаем свободу, навигацию, доступность морских путей и национальную безопасность… Мы ожидаем, что увеличится торговля, товарооборот и этот терминал принесет большую пользу Грузии», – заявила Дегнан.
«За кулисами» посол успела провести инструктаж для представителей власти. Она позитивно оценила консультации между правящей «Грузинской мечтой» и оппозицией, предшествующие принятию резолюции по Украине. «Это должна быть сильная резолюция о том, что Грузия поддерживает принципы европейской безопасности и Украину в этот очень напряженный момент», – напомнила она. Келли Дегнан подчеркнула, что Грузия, Украина, США и союзники по НАТО придерживаются одной позиции по соблюдению принципов европейской безопасности: «Россия должна осознать, что мы будем защищать принципы европейской безопасности, которые сохраняют стабильность и благополучие на протяжении последних 30 лет. Так что посыл от Грузии, Украины, союзников НАТО и США прост и ясен: мы будем вместе противостоять кризису, который пытается создать Россия, и преодолеем его».
Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили, наоборот, максимально дистанцировался от политической составляющей и акцентировал внимание на экономических данных. По его словам, в порт уже инвестировано 93 млн долл., а общий объем вложений достигнет 120 млн долл. «Реализация данного проекта стала еще одним свидетельством того, что Грузия является привлекательной страной для иностранных инвестиций и она обладает крупнейшим в регионе транзитно-транспортным потенциалом», – заявил Ираклий Гарибашвили.
По информации Министерства экономики и устойчивого развития Грузии, строительство нового порта было осуществлено совместными усилиями PACE Group и Международной финансовой корпорации развития США (DFC). Согласно сообщению, новый порт является одним из крупнейших проектов, реализованных в морском секторе Грузии, и его стоимость достигает 120 млн долл. DFC вложила в проект 50 млн долл., что является крупнейшей инвестицией, выделенной этой организацией на отдельный проект в регионе. В строительство порта уже инвестировано 93 млн долл., построены гидротехнические сооружения и портовая инфраструктура. Дальнейшее расширение проекта, оцениваемое в 30 млн долл., включает строительство дополнительного глубоководного причала. Порт сможет обслуживать крупнотоннажные суда до 50 тыс. т.
Но реализация потийского проекта затуманила перспективы строительства глубоководного порта в Анаклиа, о котором бывший спецпредставитель Госдепартамента по Украине Курт Волкер заявил, что он сможет принимать подводные лодки НАТО, а это как минимум нивелирует преимущество России на Черном море.
комментарии(0)