Александр Лукашенко уверяет, что сам заинтересован в изменениях. Фото с сайта www.president.gov.by
Информационная кампания по формированию новой белорусской реальности входит в завершающую стадию. Госпропагандисты рассказали белорусам, что они должны думать о происходящих в стране событиях. Центральное событие – выступление Александра Лукашенко с обращением к парламенту и народу.
В Минске в четверг открывается внеочередная сессия парламента. Открывая заседание, председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко сообщил, что выступление Александра Лукашенко будет ее центральным событием. По его словам, выступление будет «прямым и откровенным» и даст ответ на вопрос, «сможет ли власть сохранить суверенитет, обеспечить безопасность и благополучие своих граждан», поскольку «ситуация в мире тревожная». «Такого рода общение президента со страной, его ответы на эти вопросы особенно важны накануне конституционного референдума, где каждому будет предоставлено право определить облик будущей Беларуси», – заявил Андрейченко. Кроме того, глава государства «поставит четкие задачи перед всеми государственными органами, и необходимо будет оперативно включиться в их реализацию», добавил он.
Александр Лукашенко ранее уже анонсировал свое выступление перед парламентом. Он обещал объяснить, что значит принятие новой Конституции и почему нужно за нее голосовать. Накануне в государственных СМИ прошла информационная кампания в поддержку позиции власти. Много о ситуации в стране и вокруг нее в последнее время говорил и сам Лукашенко. Анализ официальных заявлений позволяет сделать вывод о том, что власть и Лукашенко хотят сказать народу.
Самый главный посыл накануне референдума – это то, что его проведением власть идет навстречу обществу, в том числе тем, кто в минувшую президентскую кампанию выходил на протесты и хотел перемен. Госпропагандисты заявляли, что именно Лукашенко, а не его оппоненты, первым заговорил о переменах. «Это естественный процесс перемен, а начинать надо как все цивилизованные и грамотные люди. Основой этих перемен должна быть Конституция», – говорил по этому поводу Лукашенко.
Следующий тезис власти – проект Конституции – продукт общественного обсуждения, который учел все пожелания народа. Его принятие должно способствовать разрешению тех противоречий, что были в обществе в 2020 году. «Референдум презентуется властями как «пряник» – движение навстречу общественным требованиям», – говорил по этому поводу бывший дипломат Павел Слюнькин.
Официальная пропаганда пытается доказать, что ситуация в Белоруссии даже до референдума вернулась к довыборной, что те, кто выходил на протесты по недомыслию, уже раскаялись, поскольку поняли, что их просто использовали. Для подкрепления этого тезиса власти «провели» масштабное социологическое исследование. По его результатам, 72% населения доверяют Лукашенко, а Всебелорусскому народному собранию, которое должно получить конституционный статус в результате референдума, – 62,2%. При этом 63% населения готовы прийти на референдум, а 58% – поддерживают необходимость изменений в Конституцию. Плюс к этому официальный канал Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (ГУБОПиК) ежедневно публикует покаянные видео с участием задержанных, в которых они говорят, что поддались влиянию «деструктивных» Telegram-каналов, но все поняли и больше не будут.
Согласно официальной пропаганде, мятеж в Белоруссии в 2020 году пытались организовать страны Запада, внедрив в белорусское общество своих агентов под видом членов общественных организаций. Это были и общества защиты инвалидов, и любителей птиц, и охраны природы и т.п. Властям удалось с ними расправиться. Более 250 общественных организаций было ликвидировано, многие их руководители и члены оказались за решеткой или в эмиграции.
Смогла выстоять Белоруссия и в противостоянии с внешним агрессором. Тогда, в 2020 году, Лукашенко уверял, что Польша хочет захватить Гродненскую область, а танки НАТО уже стоят у границы. Во вторник, выступая перед учеными Национальной академии наук, Лукашенко заявил, что протесты внутри страны «это были цветочки». На самом деле главное происходило на западной границе. «Мне пришлось поднять пол-армии и бросить на запад. То, что было здесь, внутри, и мы плачемся: «ах», «ох» – это цветочки. Ягодки были там. И если бы мы вовремя не перекрыли направления их действий желаемых, может быть, и ситуация бы по-другому разворачивалась», – таинственно сообщил Лукашенко о неких действиях на границе, о которых никто не знает. Из его заявлений следовало, что Белоруссия была в шаге от оккупации. «Где же ты был, борец за суверенитет и независимость, в 2020 году, когда нас вот-вот готовы были оккупировать?» – обращался он к своему оппоненту, старейшему представителю белорусской оппозиции, находящемуся в эмиграции, Зенону Позняку.
По версии Александра Лукашенко, «коварный» Запад продолжает вынашивать планы подрыва белорусской стабильности и даже военного вмешательства и по сей день. Причем в его планах добраться через Белоруссию до России. По его словам, сейчас открылось новое направление – через Украину. «С болью в сердце мы наблюдаем все то, что творится в Украине. Ее нынешнее политическое руководство, находясь под внешним управлением, ведет порой себя непредсказуемо и неадекватно. Поэтому на этот случай – непредсказуемости, неадекватности – и на случай, не дай бог, военных действий, нам надо определяться… нам надо не просто видеть, что будет происходить и происходит на этой границе, ее надо надежно защитить», – распорядился он.
Официальный Минск в борьбе с инакомыслием активно эксплуатирует тему войны, причем не только угрожающей миру сейчас, но и прошедшей Второй мировой. Белоруссия объявила Запад, и в частности Германию, а также белорусов, выступающих против власти под бело-красно-белыми флагами, наследниками и сторонниками фашизма. Были приняты поправки в законодательство, касающиеся реабилитации фашизма и усиления ответственности за это. Кроме того, Генеральная прокуратура в апреле 2021 года возбудила уголовное дело по факту геноцида населения Белоруссии во время Второй мировой войны и в послевоенный период.
В этой ситуации глобальной угрозы главный фактор успеха – сплотиться вокруг лидера. Таков, по мнению экспертов, главный посыл власти белорусскому народу. Однако аналитики констатируют, что та картина мира, которую сконструировали белорусские власти, не соответствует действительности. По мнению политолога Валерия Карбалевича, это лишь желаемое. Причем по всем пунктам основной повестки дня. Так, никакая общественность в обсуждении проекта Конституции не участвовала, поскольку всех оппонентов или изгнали из страны, или посадили в тюрьмы. Проект нужен самому Лукашенко для создания видимости того, что он пытается разрешить политический кризис. Пригодится новый вариант и в случае, если придется все же пойти на транзит власти. Лукашенко собирается возглавить то самое Всебелорусское народное собрание, которое появится в структуре власти в случае принятия новой Конституции.
В то же время новая версия Основного закона никак не влияет на политический кризис в стране, считают эксперты. Формируя «альтернативную реальность», Лукашенко пытается «перевернуть страницу», чтобы забыть события 2020 года. «В основе политического кризиса лежит недоверие общества к власти и государственным институтам, существующему режиму, и изменить ситуацию можно только с помощью свободных и демократических выборов», – считает Валерий Карбалевич. Эксперт напоминает, что именно этого требовали протестующие в 2020 году. Они кричали Лукашенко: «Уходи» – и именно это он хочет забыть.
Между тем задержания, аресты, новые уголовные дела не прекращаются. В четверг количество заключенных, получивших статус политических, перевалило за тысячу. Сколько вообще людей прошло через задержания и тюрьмы, сколько лишено свободы из-за участия в протестных акциях, правозащитники точно подсчитать не в состоянии. Предположительно может идти речь о 50 тыс. тех, кто прошел через тюрьмы. Масштабы эмиграции также превысили рекорды всех предыдущих периодов. Только официальных политических беженцев в Польше 15 тыс. По различным оценкам, Белоруссию могли покинуть 200–250 тыс. человек.
За время после выборов власти только усилили разрыв между собой и обществом, считает Валерий Карбалевич. Политический кризис никуда не делся, и конституционная реформа никак на это не влияет.
Минск
комментарии(0)