Армен Саркисян: «Конституция не дает мне возможности влиять на политическую ситуацию в стране». Фото c сайта www.president.am
Президент Армении Армен Саркисян, объявив об уходе в воскресенье вечером, дал понять, что именно вынудило его прибегнуть к этому шагу. В заявлении об отставке он отметил, что «Конституция не дает ему возможности влиять на политические события в стране». Однако на деле может оказаться не все так просто: Саркисян был наделен лишь представительскими функциями не первый день, а с первого дня своего президентства – с 2018 года.
«Мое решение не эмоциональное, а следует определенной логике... Мы живем в уникальной реальности, в которой президент не может влиять на вопросы войны или мира, не может наложить вето на законы, которые считает нецелесообразными для государства», – заявил на прощание четвертый президент Армении.
Его отставка была одновременно неожиданной и закономерной. В первые часы после объявления об уходе президента зазвучали предположения по поводу грядущих тяжелых событий, ответственности за которые Армен Саркисян желает избежать. Под таковыми авторы этой версии подразумевают необходимость подписания документов, противоречащих интересам Армении, новые уступки, являющиеся следствием 44-дневной войны с Азербайджаном, либо некие иные обстоятельства, не приемлемые для президента. Повод для пессимистических предположений дал и сам текст, который сопровождал объявление об отставке и содержал упоминания об общенациональном кризисе. Свою роль сыграло и совпадение по времени решения Армена Саркисяна с началом армяно-турецких переговоров, а также с ожидаемым процессом делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы, ставших главными темами для жарких дискуссий в стране. При этом в общественной реакции на уход общая тревога сочеталась с обвинениями президента в слабохарактерности и неспособности проявить решительность и волю.
Но любые попытки Армена Саркисяна подключиться к решению важных государственных проблем, в частности, предложить свой опыт в сфере внешней политики, на самом деле принимались исполнительной властью в штыки с первых дней после революционных перемен весной 2018 года. В последние месяцы наблюдалась особая активность президента – он дал несколько концептуальных интервью зарубежным СМИ, совершил визиты в страны арабского Востока. Причем по результатам последних он буквально несколько дней назад допустил оптимистичные заявления о перспективах сотрудничества. Это дает основания для вывода, что достигнутые им договоренности были отвергнуты правительством, а фактически премьер-министром Николом Пашиняном, склонным единолично принимать все решения, а «чрезмерная» инициативность вызвала крайнее недовольство. Такой результат мог стать серьезным ударом уже по международному авторитету и связям Саркисяна, которыми он очень дорожит.
Обращают на себя внимание еще два факта. Во-первых, окончательное решение об отставке президент принял, находясь в Лондоне, где проживают и занимаются бизнесом его сыновья и где он сам в свое время учился, преподавал, приобретал посредством оказания консультационных услуг репутацию в широких финансовых, предпринимательских кругах и провел большую часть своей жизни после назначения в 1992 году послом Армении в Великобритании. И, во-вторых, незадолго до отставки Саркисян проходил плановое медицинское обследование – «семейный совет» мог постановить, что растрачивать без должной отдачи силы человеку на 69-м году жизни, когда можно встретить старость в привычной и благополучной среде, не стоит. Нелишне вспомнить также, что Армен Саркисян уже уходил в отставку в 1997 году, тогда с поста премьер-министра, находясь на лечении от тяжелой болезни в том же Лондоне. Проработал он тогда в этой должности несколько месяцев, уступив ее будущему президенту Роберту Кочаряну. Отставка предшествовала острому политическому кризису в Армении, вследствие которого Кочарян пришел в начале 1998 года к власти, досрочно сменив первого президента страны Левона Тер-Петросяна. Версия о связи отставки с состоянием здоровья также может опираться на текст заявления от 23 января, где говорится, что теории заговоров и мифы вокруг его персоны выходят за рамки нравственности и в конечном итоге негативно сказываются на самочувствии Саркисяна.
Скорее всего на решение покинуть пост президента подействовали все перечисленные факторы, хотя, возможно, перечень возможных причин ими не исчерпывается. Ведь вступление и пребывание в должности для четвертого президента сопровождалось нетривиальными обстоятельствами. Они стали прямым следствием желания Сержа Саргсяна сохранить власть по истечении двух своих президентских сроков. С этой целью в 2015 году был проведен сомнительный в смысле реальных результатов конституционный референдум, трансформировавший Армению из полупрезидентской в парламентскую республику и позволявший Саргсяну пересесть в 2018 году в кресло премьер-министра, удержав практически все полномочия. В высшей степени удобной кандидатурой для лишенной властных рычагов должности президента оказался Армен Саркисян. С одной стороны, его международные связи и опыт могли способствовать решению многих вопросов. С другой, проживая де-факто в Туманном Альбионе, он не обладал в Армении политическими опорами для конкуренции за власть, а неубедительные подтверждения о наличии цензов оседлости и гражданства (в течение определенного времени Саркисян был обладателем британского паспорта) тем более делали его управляемой и уязвимой фигурой. При этом в прежней системе тотальной «схваченности» всего и вся и основанного на ней «взаимного доверия» у нового президента появлялись широкие возможности сочетания собственных интересов в бизнесе (а недостатка таковых у Саркисяна никогда не было) и служения «общему делу» управления государством, не заморачиваясь такими «условностями», как распределение конституционных полномочий. Поэтому, видимо, предложение Сержа Саргсяна занять в 2018 году престижный пост президента, пожертвовав проживанием в Лондоне, пришлось Армену Саркисяну по душе.
Ход дальнейших событий кардинальным образом нарушил «красивый» сценарий. Саргсяну под давлением мощного массового протеста пришлось оставить обретенный всего две недели назад пост премьера, а Саркисян сыграл не последнюю роль в процессе мирной передачи власти лидеру революции Николу Пашиняну. Эта история дала повод любителям конспирологии усмотреть во всем происшедшем особую миссию новоиспеченного президента как «руки британцев». При всей абсурдности этой версии Армен Саркисян и сам проявил заинтересованность сыграть историческую роль в судьбе страны, внеся вклад в ее обновление – ему принадлежит идея построения «четвертой республики», которой будет принадлежать XXI век. Однако его амбиции натолкнулись на жесткое сопротивление со стороны Пашиняна, не собиравшегося делиться властью ни с кем. Новая попытка Саркисяна повысить свой статус, поспособствовав преодолению государственного кризиса и раскола в обществе после поражения в 44-дневной войне, также не увенчалась успехом. Правящая политическая сила по-прежнему отвергала инициативы по кооперации в управлении страной, а оппозиция в лице сторонников прежних властей продолжала гневно осуждать президента за соглашательство с Пашиняном. Такая атмосфера подталкивала Армена Саркисяна к решению об отставке.
Кого Никол Пашинян видит в роли нового президента? Для парламентской фракции его партии «Гражданский договор» не составит труда обеспечить избраннику своего лидера необходимые 3/5 голосов. В этом смысле особую интригу содержит анонсированная еще до отставки президента на вечер понедельника пресс-конференция в онлайне премьер-министра. На ней также может прозвучать ответ на вопрос, оговаривалось ли решение Саркисяна заранее с Пашиняном или это был открытый демарш.
комментарии(0)