Давид Залкалиани и Йенс Столтенберг обсудили препятствия на пути Грузии в НАТО. Фото с сайта www.nato.int
НАТО гарантировало Грузии прием в свои ряды, но когда именно это произойдет – все еще неизвестно. Таковы итоги встреч в Брюсселе министра иностранных дел Грузии, вице-премьера Давида Залкалиани с аккредитованными в НАТО послами стран, входящих в альянс, и с генеральным секретарем организации Йенсом Столтенбергом.
К визиту Давида Залкалиани в Брюссель стороны подготовили позитивный фон. Накануне поездки МИД Грузии широко распространил информацию о беседе главы ведомства с помощником госсекретаря США по делам Европы и Евразии Карен Донфрид. Особое внимание акцентировалось на заявлении Залкалиани о том, что для Тбилиси абсолютно неприемлемы попытки России разделить Европу и «легитимировать сферы влияния с помощью агрессивной риторики и сил». «Именно такими попытками агрессии в регионе оккупаций и аннексий территорий суверенных государств, упорным невыполнением международных обязательств Россия намеренно пытается разрушить архитектуру европейской безопасности», – заявил Залкалиани. Он отметил, что Россия сама является фигурантом соглашений, по которым все суверенные страны имеют право самостоятельно определять свою внешнюю политику и принимать решения по вопросам своей безопасности, но цинично нарушает эти договоренности.
В Брюсселе в это время Йенс Столтенберг повторил эхом тезис, принявший какой-то мантрический характер: Россия не имеет права указывать, кому вступать в НАТО, а кому нет. Он заявил, что ситуация с европейской безопасностью является критической, но НАТО на компромисс по вопросам расширения альянса и размещения сил на востоке не пойдет. Решение о принятии Украины и Грузии в состав НАТО было принято в 2008 году на Бухарестском саммите и пересмотру не подлежит, хотя сроки принятия этих стран все еще не определены.
Собственно, именно это Давид Залкалиани услышал непосредственно от Йенса Столтенберга при встрече в Брюсселе. Глава внешнеполитического ведомства Грузии после переговоров отметил, что они были очень плодотворные и что «главным приоритетом и красными линиями являются суверенитет и территориальная целостность Грузии, а также наша евро-атлантическая интеграция». По словам министра, НАТО готово вести диалог с Россией по ряду направлений, но компромиссов по названным красным линиям не будет. Что же касается Грузии, то «мы сделаем все, чтобы интеграционному вектору в НАТО не был нанесен ущерб, все мероприятия были проведены в соответствующие сроки, чтобы мы могли представить ощутимые результаты на Мадридском саммите».
Аналогичные заверения Залкалиани получил на встрече с постоянными представителями стран – членов НАТО в альянсе. В информации МИД Грузии говорится: «Важно, что еще раз была озвучена позиция партнеров, заключающаяся в том, что они едины в вопросе приема Грузии в НАТО, несмотря на угрожающую риторику России, противоречащую международным принципам. Важно, что получено заверение в том, что решение Бухарестского саммита о приеме Грузии в НАТО пересмотру не подлежит и никто не вправе рассматривать тот или иной регион как сферу исключительно собственного влияния. Право стран, в какой альянс вступать ради собственной безопасности, является их фундаментальным правом».
Тем не менее Тбилиси не может не заботить остающаяся неопределенность в вопросе приема страны в НАТО. Действительно, страна выполняет все рекомендации по реформам, по приведению армии к стандартам альянса, участвует в интернациональных миротворческих операциях, по удельному вкладу в них зачастую уступая только лидеру НАТО – США. Однако Тбилиси никак не может добиться от Брюсселя указания хотя бы приблизительных сроков вступления в альянс.
Бывший командующий силами обороны Грузии генерал-лейтенант Владимир Чачибая, комментируя ситуацию, заявил Первому каналу Грузии, что страна полностью разделяет основополагающие принципы Северо-Атлантического альянса в политической сфере и отвечает требованиям НАТО. Реформы, проведенные в сфере обороны Грузии, получили признание Военного комитета НАТО.
«У НАТО две составляющие – политическая и военная. С военной точки зрения Грузия более совместима со стандартами НАТО, чем многие другие страны, что обусловлено реформами и мерами, которые осуществляются и сегодня. Так что с военной точки зрения пробелов нет, остается только политическое решение, в результате принятия которого страна может стать членом НАТО», – сказал Чачибая. По его словам, Грузия полностью разделяет фундаментальные принципы НАТО в политической сфере и соответствует всем требованиям альянса. «Все представители любой страны НАТО, работавшие с нашими военными, отмечают их высокий профессионализм. Это результат правильных реформ. Силы обороны значительно усовершенствованы как в институциональном направлении, так и модернизационном…» – сказал Чачибая.
А главным препятствием в приеме Грузии в НАТО так и остается вопрос территориальной целостности. Идея о временном нераспространении пункта устава НАТО о коллективной безопасности на территории Абхазии и Южной Осетии для Тбилиси оказалась категорически неприемлемой. Напомним, что она подразумевала нечто вроде временного отказа Тбилиси от вышедших из-под контроля автономий, чья независимость признана Россией и несколькими другими странами. То есть в случае военных действий на названных территориях члены НАТО оставляли за собой право невмешательства. При этом речи об официальном признании суверенитетов Абхазии и Южной Осетии нет. Они продолжают считаться частью Грузии, временно неподконтрольными Тбилиси.
комментарии(0)