Петр Порошенко решил переждать лихое время в Варшаве. Кадр из видео партии «Европейская солидарность»
В четверг украинское следствие объявит в розыск пятого президента страны, лидера партии «Европейская солидарность» Петра Порошенко. Его официально подозревают в госизмене и причастности к финансированию терроризма. В Киеве спорят о том, как это скажется на политических рейтингах и на ситуации в стране в целом.
В пятницу сотрудники Госбюро расследований попытались на выходе из Верховной рады вручить Петру Порошенко уведомление о подозрении и повестку на допрос. Политик не взял документы. Через несколько часов стало известно, что он улетел из Украины. Партия «Европейская солидарность» пояснила, что Порошенко не сбежал, а отбыл в заранее запланированные поездки в Турцию, оттуда – в Польшу. Во вторник Порошенко обнародовал видеообращение, в котором подтвердил, что находится в Варшаве, и подчеркнул, что занимается делами государственной важности: «У нас многочисленные встречи с польскими и европейскими политиками, которые посвящены формированию мощной коалиции для поддержки Украины и противодействия России, сконцентрировавшей у наших границ 100-тысячный военный контингент».
Сам Порошенко заявил, что на родину вернется не ранее января. Члены партии Порошенко сообщили, что их лидер следует своему графику: после участия в международной конференции в Варшаве отправится на отдых, после которого примет участие еще в одном зарубежном мероприятии. Где будет отдыхать пятый президент и в какую страну собирается после новогодних праздников, неизвестно. Тем временем он уже пропустил допрос, назначенный на 20 декабря, и не собирается приходить на допрос 23 числа. После второй неявки у следствия появится право объявить розыск подозреваемого, пояснил замначальника департамента по надзору за органами госбезопасности офиса генпрокурора Иван Кисилевич. В случае задержания встанет вопрос о мере пресечения.
Порошенко заявил, что не намерен скрываться: «Мне передают «приветы» из офиса президента – о том, что они «с пониманием» отнесутся к тому, чтобы я остался в Европе. Я не сделаю им такого подарка…» Политик грозится по возвращении на родину поговорить о госизмене с командой Зеленского, которую сам Порошенко и его товарищи по партии недавно обвиняли в госизмене. «Европейская солидарность» сейчас снова повторила список претензий к действующему президенту в специальном заявлении: «Не Порошенко, а Зеленский снимал кино в Москве и фотографировался на Красной площади, когда «зеленые человечки» захватили Крым. Не Порошенко, а Зеленский в апреле 2014 года давал корпоратив сепарам в Горловке. Не Порошенко, а Зеленский четырежды уклонялся от повестки, когда сын Порошенко служил в армии. Не Порошенко, а Зеленский играл на рояле, пока наша армия освобождала две третьих Донбасса. Не Порошенко, а Зеленский «слил» Путину спецоперацию по задержанию военных преступников из группы Вагнера. Не Порошенко, а Зеленский завозит уголь из отдельных районов Донецкой и Луганской областей (с территории ДНР/ЛНР. – «НГ») под видом российского угля».
К Порошенко у украинских следователей тоже накопилась масса вопросов. Сейчас точно не известно число уголовных дел, в которых фигурирует имя пятого президента. С 2019 года возбуждалось множество производств, начиная от «дела об обстоятельствах подписания Минских соглашений» и заканчивая бизнес-сделками или «делом о тайном отдыхе Порошенко с семьей на Мальдивах в 2018 году». Одни дела закрывались, другие открывались. Соратники политика обычно преувеличивают: заявляя о политических преследованиях лидера оппозиции, они условно говорят о десятках, даже сотнях дел. Генпрокурор Украины Ирина Венедиктова весной с.г. сказала журналистам, что имя Порошенко фигурирует примерно в двух десятках дел Госбюро расследований, в шести делах в Национальном антикоррупционном бюро Украины, еще одно расследование ведет Нацполиция.
Однако нынешнее дело – о поставках угля из ДНР/ЛНР в 2014–2015 годах – привлекает больше всего внимания. Порошенко в видеообращении пояснил, чем оно отличается от остальных расследований: «Предъявление подозрения главе государства в госизмене, в финансировании терроризма, в содействии террористическим организациям – это переход красных линий. Это уже не шутки. Шутки закончились. За это придется отвечать». Единственная причина, по которой, как утверждает Порошенко, он хочет отложить разговор, – это внешняя угроза: «Сейчас мы должны объединиться и спасти Украину, отбить российскую агрессию».
Следствие пытается оперировать фактами, игнорируя политический стиль заявлений Порошенко. В официальном сообщении сказано: «Сотрудники Госбюро расследований во взаимодействии со Службой безопасности Украины и под процессуальным руководством офиса генпрокурора расследуют уголовное производство по организации преступной схемы поставок угля с временно оккупированных территорий, содействия террористическим организациям «ЛНР» и «ДНР» группой граждан Украины». Ранее подозрения по «угольному делу» были предъявлены одному из лидеров «Оппозиционной платформы – За жизнь» Виктору Медведчуку и экс-министру энергетики Владимиру Демчишину. Медведчук, недавно выступая в суде, напомнил, что Верховная рада Украины не признала (и не имела полномочий признавать) ДНР/ЛНР «террористическими организациями». Но в подозрении Порошенко снова фигурирует эта формулировка.
Юрий Луценко, работавший генпрокурором в период президентства Порошенко, сейчас обратил внимание и на другой нюанс, ранее подмеченный Медведчуком: «Покупка угля с шахт на временно оккупированных территориях в 2014 году не приводила к уплате налогов псевдореспубликам, потому что эти шахты, согласно украинскому законодательству, были зарегистрированы в Киеве. Значит, все налоги шли Украине. А наличные средства выдавались под подпись в зарплатных ведомостях шахтерам. Говорить при этом о финансировании терроризма – бред. Цинизм ситуации в том, что именно с начала президентства Зеленского Украина перешла к закупке угля прямо у РФ. Налоги при этом идут в том числе и на содержание оккупационных войск в Крыму и в Донбассе».
Адвокат Игорь Головань написал в блоге, что суть предъявленного Порошенко многостраничного подозрения уместилась в одной фразе: «И.о. генпрокурора без лишних угрызений совести заявляет, что Петр Порошенко «ввел в действие ранее разработанный общий преступный план». Соратники Порошенко обращают внимание, что текст подозрения подписала не генпрокурор Ирина Венедиктова, а один из ее заместителей. И что события развиваются в то время, как президент Владимир Зеленский находится в Ивано-Франсковской области.
Многие эксперты считают ситуацию странной. Политолог Петр Олещук написал в соцсети, что о вероятности предъявления Порошенко подозрения по «угольному делу» говорили с ноября и вызов Порошенко на допрос не сулил ему никаких страшных последствий: «…это еще и возможность развертывания собственной информационной кампании». Поэтому неожиданным выглядело решение Порошенко отправиться в заграничные поездки. Олещук допустил, что пятый президент не хочет, чтобы его имя упоминали в том же деле, в котором фигурирует имя Медведчука: «Но для подкрепления претензий на лидерство в сегменте оппозиции все это выглядит не очень, ведь даже среди нынешних оппозиционеров есть те, кто никуда ни от кого не сбегал». В этом контексте упоминают как самого Медведчука, так и Юлию Тимошенко, которую судили в период президентства Виктора Януковича.
То, что «Европейская солидарность» в своем заявлении назвала действующего президента Зеленского «ничтожеством», никак не усиливает позиции Порошенко и не улучшает имидж его партии, говорят эксперты. Зато Тимошенко набрала баллы заявлением в эфире телеканала «Украина 24». Она адресовала свое обращение Порошенко: «Если он верит в свою правоту и если на душе у него все спокойно, категорически нельзя никуда выезжать из страны».
Киев
комментарии(0)