Петр Порошенко решил не ходить к следователю. Кадр из видео с канала Государственного бюро расследований Украины на YouTube
Пятый президент Украины и лидер оппозиционной партии «Европейская солидарность» Петр Порошенко уехал из страны после того, как следователи попытались вручить ему документ о подозрении относительно причастности к совершению преступления. Речь идет об «угольном деле», по которому собираются судить одного из лидеров партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» Виктора Медведчука и экс-министра энергетики Владимира Демчишина.
Служба безопасности Украины и Госбюро расследований подозревают Демчишина, который работал в правительстве в 2014–2016 годах, в содействии террористической организации. Подразумеваются непризнанные ДНР/ЛНР. В ноябре официально сообщалось, что подозреваемый, работая в должности министра, издал ряд распоряжений для организации поставок угля из неподконтрольных Киеву районов Донбасса на подконтрольную территорию. С этой целью, по данным следствия, Демчишин де-юре назначил представителей ДНР/ЛНР на руководящие должности на тех угольных предприятиях, которые оказались на неподконтрольной территории. Затем, «превышая свои служебные полномочия, вынудил руководителей государственной энергогенерирующей компании подписать несколько соглашений с вышеупомянутыми представителями ДНР/ЛНР». Оплату поставок этого угля в Киеве сейчас расценивают как «финансирование терроризма», поскольку украинские деньги якобы способствовали становлению ДНР/ЛНР на территории, которую украинская сторона считает «временно оккупированной».
Владимир Демчишин, по данным следствия, скрывается за рубежом. Даже повестку ему отправили по почте – на последний известный адрес проживания. В начале декабря стало известно, что экс-министр объявлен в розыск, а Печерский районный суд Киева санкционировал его задержание и арест. Уже тогда многие эксперты сочли, что следующим подозреваемым по «угольному делу» может стать пятый президент Порошенко. Бывший замгенпрокурора Виктор Трепак первым сообщил, что в офисе генпрокурора Украины готовят соответствующий документ: «Решается, насколько целесообразна реализация такого подозрения именно сейчас и как это повлияет на электоральные настроения общества».
В конце прошлой недели ряд украинских СМИ сообщили, что Петру Порошенко пытались вручить повестку, когда он выходил из здания Верховной рады, но он уклонился от получения этого документа. Косвенно эту информацию подтвердила партия «Европейская солидарность». Она обнародовала заявление, в котором говорилось, что «вместо объединения всех политических сил перед лицом российской угрозы «зеленая» власть принялась преследовать лидера оппозиции». «Мы прекрасно знаем, что заказчиком является лично Владимир Зеленский, который при этом постоянно оказывает давление на руководство правоохранительных органов. На сей раз для политического преследования он снова использует «ручное» Госбюро расследований», – подчеркивается в заявлении.
Почти одновременно с этим заявлением на сайте партии появилось сообщение о том, что Порошенко отбыл «в заранее запланированное дипломатическое турне в Турцию и Польшу». Приглашение в Стамбул, по данным «Европейской солидарности», Порошенко получил 15 декабря от имени Вселенского патриарха Варфоломея. В прошлое воскресенье сообщалось, что состоялась их встреча. «Мы скоординировали наши действия, начиная от процедуры и процесса признания Православной церкви Украины (созданной в период президентства Порошенко под лозунгом объединения всех православных конфессий страны. – «НГ»)… Мы договорились о чрезвычайно важных действиях в 2022 году», – процитировала Порошенко его партия.
В понедельник-вторник, согласно сообщению на сайте «Европейской солидарности», пятый президент будет находиться в Польше, где по приглашению руководства Сената примет участие в международной конференции под названием «Россия–Украина–НАТО: эскалация напряженности на восточном фланге». Кроме того, Порошенко собирается встретиться с польскими политиками, имена которых до сих пор не были названы. Вопрос в том, вернется ли политик на родину в среду. И как будет действовать в случае вручения ему официального подозрения.
«Угольное дело» стало развиваться еще в октябре, когда о подозрении сообщили оппозиционному политику Виктору Медведчуку. Следствие считает его посредником в организации преступной схемы, которая позволяла «финансировать террористов». Глава Службы безопасности Украины Иван Баканов сказал в то время, что в 2014–2015 годах страна оказалась на грани энергетического кризиса из-за потери контроля над той частью территории, на которой расположены в том числе угольные предприятия. Было решено начать поставки угля из ЮАР. «Однако РФ планировала сорвать реализацию этих контрактов, чтобы не позволить Украине усилить ее энергетическую независимость. Поэтому при посредничестве Медведчука состоялся разговор с высшими должностными лицами Украины, которые… создали искусственные преграды для поставок из ЮАР». А уже после этого начала действовать схема по покупке угля в ДНР/ЛНР.
Издание «Апостроф» отметило, что ниточки подозрений Медведчуку и Демчишину ведут к руководству Украины, поскольку «очевидно, что они не могли принимать решения по столь щепетильным вопросам без согласия (как минимум молчаливого) администрации Петра Порошенко». Политолог Андрей Золотарев сказал этому изданию: «У нас и по более мелким поводам возбуждали дела за «финансирование терроризма»… Но без личного участия Петра Порошенко, без его команды Службе безопасности Украины, Нацбанку и прочим структурам – эти схемы не смогли бы работать. Не исключаю, что согласие пятого президента не было молчаливым…»
Впрочем, многие эксперты сомневаются, что дело дойдет до суда. О причинах заявил Виктор Медведчук, который недавно выступил в суде на заседании по поводу изменения ему меры пресечения в виде круглосуточного домашнего ареста. Политик напомнил, что в ноябре 2014 года и в январе 2015-го в Украине действовал закон «Об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», который «прямо указывал на экономические связи и, более того, обязанность украинского государства в лице государственных органов осуществлять хозяйственные и другие экономические связи между Украиной и неподконтрольной территорией, а также субъектами хозяйствования на этих территориях». Отметим, что поправки в закон, в которых говорилось об условиях вступления данного закона в силу, Верховная рада внесла только в марте 2015 года. Поэтому Медведчук убежден, что в тот период, за который ему вручили подозрение, «нет состава преступления в деятельности субъектов хозяйствования». «И то, что осуществляло Министерство энергетики, вполне соответствовало решениям кабинета министров и тому законодательству, которое действовало в то время», – отметил он.
Медведчук, выступая в суде, обратил внимание на еще один важный момент: Украина так и не признала ДНР/ЛНР террористическими организациями, поэтому обвинения в «финансировании террористических организаций» не имеют смысла. Политик отметил, Верховная рада не могла принять такое решение: «В статье 85 Конституции Украины, где содержится исчерпывающий перечень полномочий Верховной рады, среди этих полномочий нет признания организаций террористическими». В 2017–2018 годах предпринимались попытки провести такое решение через парламент, но ни одна из них не набрала достаточного количества голосов. А в июле 2014 и в январе 2015 года Верховная рада обратилась к международным организациям с призывом признать ДНР/ЛНР террористическими организациями, но ответ был негативным. «До сих пор международное сообщество в документах, комментариях, в общении и переговорах употребляет такие определения, как «незаконные государственные объединения», «сепаратистские объединения», «незаконные вооруженные формирования», но нигде и никогда не звучит – «террористические организации».
Тем не менее Виктора Медведчука подозревают в госизмене и в пособничестве террористическим организациям. И по этому же делу могут вызвать на допрос Петра Порошенко. Его партия «Европейская солидарность» убеждена, что команда Зеленского преследует лидера оппозиции по политическим мотивам. «Адвокаты Петра Порошенко публично предоставляли ответы на все вопросы и все аргументы относительно политической мотивированности «угольного дела» и его полной необоснованности. Примечательно, что у Виктора Януковича любимым временем преследования оппозиционных лидеров и его политических конкурентов были новогодние праздники… Этой дорогой идет и Владимир Зеленский. И уже хорошо известно, куда эта дорога приводит», – сказано в заявлении партии. Члены «Европейской солидарности» убеждены, что команда Зеленского боится Петра Порошенко как конкурента на выборах.
Политолог Константин Бондаренко в комментарии «Апострофу» сказал, что у Порошенко нет шансов снова стать президентом: «Его рейтинг закапсулировался в пределах 15%, и ни один соцопрос не показывает возможностей для роста. Даже если завтра у президента Зеленского рейтинг рухнет до нуля, Порошенко так и останется со своими 15% базового электората». Но расследование в отношении событий 2014–2015 годов может понравиться избирателям Зеленского, а это сейчас около четверти граждан. Как будет развиваться ситуация, станет понятно, когда Порошенко вернется на родину.
Киев
комментарии(0)