Шарль Мишель провел встречу с Ильхамом Алиевым. Фото с сайта www.president.az
Президент Евросовета Шарль Мишель 14 декабря в Брюсселе встретился порознь с премьер-министром Армении Николом Пашиняном и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Переговоры состоялись в преддверии саммита Восточного партнерства, назначенного на 15 декабря. По словам информированного представителя ЕС, не исключалась и трехсторонняя встреча во вторник вечером, по итогам которой могло быть принято и обнародовано совместное заявление.
Дипломат, сообщивший о вероятной встрече в трехстороннем формате, заявил, что целью переговоров является желание Европы помочь конфликтующим южнокавказским странам наладить прямой диалог и улучшить взаимоотношения: «Мы работаем с Арменией и Азербайджаном, чтобы повысить уровень доверия между ними, основываясь на опыте прямых контактов между министрами обороны этих стран, которые были установлены несколько недель назад и признаны эффективными».
Однако и в Баку, и особенно в Ереване оптимизма по поводу трехсторонней встречи не разделяли, ссылаясь на фактический провал переговоров между министрами иностранных дел двух стран в Стокгольме 2 декабря. Тогда МИД Азербайджана обвинил Ереван в провокации, заявив о «незаконном визите на территорию республики». Именно так Баку трактовал поездку группы депутатов парламента Армении в непризнанную Нагорно-Карабахскую Республику (НКР).
Региональное издание JAM-news, представляя позицию Еревана в данном вопросе, отмечает со ссылкой на армянские источники, что отказ вести переговоры в Стокгольме – это лишь форма давления на армянскую сторону. Нет особых ожиданий и от трехсторонней встречи в Брюсселе, если она состоится вообще. Политолог Александр Искандарян заявил, что у Европы нет инструментария безопасности: «Евросоюз сам является потребителем безопасности». Поэтому ЕС никак не может гарантировать некий мирный процесс. При этом у него, конечно, есть некие ресурсы для работы в гуманитарной и экономической сферах, что время от времени применяется. «Тем не менее сам факт того, что может появиться еще одна площадка для диалога лидеров конфликтующих сторон, игнорировать нельзя», – считает Искандарян.
Главная задача Азербайджана – вынудить Армению создать транспортный коридор в Нахичеванскую автономию. Эта идея доводит подстрекаемое оппозицией большинство армянского общества до белого каления. Малейшее упоминание о коридоре в какой бы то ни было форме моментально повышает и без того высокий внутриполитический градус. На это накладываются активные действия Азербайджана в приграничье: жители армянских сел сталкиваются с серьезными проблемами безопасности. Это, очевидно, еще одна форма давления Баку на Ереван в плане упомянутого транспортного коридора.
За всем этим угадывается силуэт Турции, помимо традиционной поддержки союзного Азербайджана, играющей на собственное повышение в региональном раскладе. Особенно ярко это стало проявляться после заявления президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, сделанного недавно, – он оспорил право пяти постоянных членов Совбеза ООН заниматься глобальными вопросами. Турецкий лидер не прочь сам участвовать в них, тем более когда речь идет о Южном Кавказе.
Именно с амбициями Эрдогана в Ереване связывают крайне жесткое заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева, потребовавшего от Армении называть «конкретную дату создания «Зангезурского коридора»… и тогда проблем не будет». Требование азербайджанского лидера прозвучало чуть ли не на следующий день после телефонного разговора президента РФ Владимира Путина с турецким коллегой. Резкость, с которой был поставлен вопрос, наводит на предположение об откате от трехсторонних (Россия, Азербайджан, Армения) договоренностей, подписанных в Сочи 26 ноября. Реакция Анкары может быть вызвана не столько мягкой тональностью сочинских соглашений, сколько усиливающейся ролью Москвы в процессе урегулирования. Ведь это автоматически усиливает влияние России во всем регионе, и неслучайно примерно в те же дни Эрдоган в Ашхабаде подписал газовое соглашение с Азербайджаном, Ираном и Туркменистаном, мягко говоря, никак не соответствующее интересам России и, разумеется, никак не отвечающее углублению и укреплению турецко-российских отношений, о которых любит порассуждать Эрдоган.
Что же касается брюссельской встречи, то в самом ЕС не могут не понимать того, что в практической плоскости это мало что даст. Сам Шарль Мишель, комментируя происходящее, высказался так неопределенно, что в его словах угадывалось сожаление по поводу небольших возможностей для влияния на ситуацию. Скорее всего, «отметившись» организацией трехсторонней встречи, ЕС напоминает о неких своих интересах на Южном Кавказе и о том, что не является политическим аутсайдером.
комментарии(0)