Вадим Бровцев: Назрела необходимость координации усилий по защите окружающей среды не на словах, а на деле. Фото из архива автора
Проблемы, связанные с экологией, начинают перерастать в проблемы «безопасности развития человечества в целом». Об этом особо красноречиво шла речь на Саммите по климату в Глазго в ноябре 2021 года (СОР26), в котором приняли участие 120 глав государств и правительств. Актуальность данного мероприятия более чем очевидна. Небывалые наводнения и цунами, засуха, ураганы, таяние ледников, огромные по своему масштабу пожары лесных массивов, и многое тому подобное стало реальностью нашего времени. Все это охватывает фактически всю Планету и объективно затрагивает интересы всего ее населения. Проблемы, поднятые на Саммите, широко обсуждаются специалистами и в масс-медиа до настоящего времени.
На встрече мировых лидеров в Глазго рассматривались многочисленные вопросы, связанные с изменением климата, защитой окружающей среды и решением многих сопутствующих проблем. По итогам обсуждения была принята «Декларация Глазго по лесам и землепользованию», достигнуто ряд других договоренностей. В «Декларации», в частности, высказывается особая обеспокоенность с изменением на Планете климата, усложнением проблем, связанных с экологической безопасностью, акцентируется внимание на необходимости координации усилий мирового сообщества по охране окружающей среды.
Участники Саммита договорились укреплять совместные усилия для того, чтобы сохранять леса и другие экосистемы, и стимулировать их восстановление. Предложено повысить устойчивость и совершенствование условий жизни в сельских районах, учитывая важность содействия обеспечению продовольственной безопасности. Наряду с этим принято решение о расширении объемов финансирования обозначенных проблем.
Фактически все лидеры государств поддержали точку зрения о необходимости в «наличии надежных стратегий и систем для ускорения перехода к экономике, которая была бы устойчивой к внешним воздействиям и позволяла бы достигать цели в области лесного хозяйства, устойчивого землепользования, биоразнообразия и климата».
К Саммиту в Глазго было обращено особое внимание ведущих политических лидеров, экспертного сообщества и, более чем очевидно, что эта тема привлекла к себе внимание огромного количества населения Планеты в целом.
Для Российской Федерации проблемы экологической безопасности имеют исключительно важное значение, учитывая территориальные особенности, географическую и климатическую специфику. В частности, как отметил президент России Владимир Путин, температура окружающей среды на территории РФ повышается в 2,5 раза быстрее, чем в других регионах. Наряду с этим участились пожары лесных массивов. Имеются и многочисленные другие проблемы. Территория России занимает почти шестую часть Планеты, а это оказывает влияние и на другие страны.
Не менее существенно влияет на климат Планеты, включая Россию, техногенное развитие, особенно в США, Китае, странах Евросоюза. Рост загрязнения окружающей среды наблюдается фактически на всех континентах.
Все это вместе взятое требует общего подхода, принятия общих сбалансированных и безотлагательных мер по оздоровлению экологической среды обитания людей. Вероятно, в том числе, и этим объясняется тот факт, что Российская Федерация является активным участником борьбы за повсеместное экологическое оздоровление, последовательно выполняя взятые на себя обязательства в рамках ООН, Парижского Соглашения, Конвенции о биологическом разнообразии.
Следует специально отметить, что в настоящее время на территории нашей страны находится около 20% всех мировых лесных массивов. Более того, Россия является одним из мировых лидеров по наличию запасов пресной воды. Самое большое в мире озеро Байкал находится именно на территории России.
Как известно, лесные богатства репродуцируют не только кислород, но и создают условия для существования всего многообразия природы. Лес – это, в том числе, огромное количество животного мира, включая млекопитающих, птиц, многочисленные разновидности фауны и флоры. В данной связи Российская Федерация, наряду с такими крупными государствами, как Китай, США, Бразилия и рядом других, поддержала решение Саммита прежде всего о защите леса. В своем видеообращении к участникам СОР26 президент России В.В. Путин особо подчеркнул: «Убежден, сохранение лесов и других природных систем является одной из ключевых составляющих международных усилий по решению проблемы глобального потепления, сокращению эмиссии парниковых газов <…> Мы принимаем самые серьезные и энергичные меры для их (лесов - авт.) сохранения, совершенствуем управление лесным хозяйством, боремся с незаконными рубками и лесными пожарами, увеличиваем площади лесовосстановления, последовательно наращиваем финансирование на эти цели».
Такой подход был с одобрением принят большинством участников Саммита и явился примером конкретного решения проблем, связанных с сохранением лесных биоценозов. В контексте данной позиции Россия взяла на себя обязательство обратить вспять процесс утраты лесов и деградации земель. Более сотни стран-участниц Саммита, включая Колумбию и Бразилию, на чьих территориях находятся обширные тропические леса Амазонии, поддержали такую позицию. Была предложена конкретная система мер международного сотрудничества. Вопрос поставлен и в плоскости ее практической реализации. Считаю такую единодушную позицию объективно оправданной и, более того, необходимо в кратчайшие сроки переходить к реализации конкретных мер и выполнения достигнутых договоренностей на практике.
Одним из ключевых вопросов на Саммите обсуждался вопрос, связанный с сокращением вредных выбросов в окружающую среду и, прежде всего, метана. К глобальной инициативе США и Евросоюза по сокращению таких выбросов присоединились 105 стран. Они взяли на себя обязательства сократить к концу этого десятилетия выбросы метана на 30%. В то же время ряд ведущих стран, включая Россию, Китай и Индию, такую инициативу не поддержали, что вызвало в их адрес критику. Следует обратить внимание на то, что никто при этом не был против сокращения выбросов метана, но рассматриваемая проблема в современных условиях стоит так остро, что здесь необходимо принятие более радикальных мер системного характера. Позиция России в данной связи явилась особо взвешенной и определялась тем, что к защите природы и окружающей среды необходимо подходить не фрагментарно, а комплексно, системно.
Примером таких мер является реализация в Российской Федерации национального проекта «Экология». За несколько лет до Саммита,7 мая 2018 года, президент РФ подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором правительству было поручено разработать национальные проекты, включая нацпроект в сфере экологии, с учетом системного подхода к решению указанной проблемы. В настоящее время национальный проект реально действует, и направлен, в том числе на уменьшение выбросов метана, наряду с решением многочисленных других аналогичных проблем. В данной связи предусматривается снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ряда крупных городов. В государственный менеджмент субъектов Федерации вводится «Система экологического регулирования», основанная на использовании лучших современных экотехнологий. Особо перспективным, полагаю, явится внедрение инновационных технологий в развитие транспортных коммуникаций, включая расширение спектра применения электромобилей и другой аналогичной экологически чистой техники. Особенно это актуально для крупных городов и промышленных центров. В Российской Федерации, в настоящее время эта работа проводится и ее необходимо усиливать и продвигать повсеместно.
Нацпроект «Экология» предусматривает также очищение водных объектов, озер и рек, повышение качества питьевой воды, решение проблемы утилизации бытовых отходов, сохранение биологического разнообразия и др. Создаются не менее 24-х новых, особо охраняемых природных территорий общей площадью до 5 миллионов гектаров.
Считаю, что такой комплексный подход к решению проблемы загрязнения окружающей среды в контексте изменения на Планете климата, в сравнении с простым сокращением вредных выбросов в атмосферу метана, является более эффективным, что уже подтверждается трехлетней практикой реализации нацпроекта «Экология». Никто не против, повторюсь, сокращения выбросов метана в окружающую среду, но в современных условиях этого уже мало. Нужны системные, взвешенные и научно обоснованные решения. И самое главное – их незамедлительное внедрение. Именно с таких позиций в данном вопросе выступает Российская Федерация и ряд других стран.
Обращает на себя внимание и тот факт, что многие лидеры мировых держав на Саммите в Глазго предлагали свои эксклюзивные «рецепты спасения планеты» в форме неприкрытого популизма. Так, Великобритания призвала всех участников Саммита отказаться от использования угля. В то же время в самом Королевстве планируют построить первую за 30 лет угольную шахту, поскольку это является необходимым фактором преодоления современного энергетического кризиса. Некоторые вообще говорили, что необходимо вести речь исключительно о возобновляемых или альтернативных источниках энергии и т.п. В данной связи ряд участников Саммита пытались доказать, что так называемая «зеленая революция» должна охватить все без исключения сферы социально-экономических и общественных взаимоотношений, и прежде всего энергетику. Имелись и другие выступления критического характера и даже исключительно политически декларативные.
Энергетические проблемы на Саммите явились одними из самых обсуждаемых. Безусловно, проблемы энергетической безопасности являются важными и особо актуальными, включая их экологическую составляющую. Здесь также, на мой взгляд, необходимы консолидированные усилия всех государств. Среди специалистов давно обсуждается проблема создания системы «глобального энергетического баланса». Настало время такие обсуждения вывести на самый высокий международный уровень и переводить в практическую реализацию достигаемые договоренности. Это, полагаю, явится более конструктивным подходом в решении всего комплекса экологических проблем. И будет способствовать не только их решению, но и укреплению энергетической безопасности, сохранению мира, расширению делового международного сотрудничества и т.п.
Полагаю, что на Саммите в Глазго, все еще недостаточно было уделено внимания загрязнению почв, сохранению их плодородия. Почвы, как известно, являются одним из наиважнейших компонентов природной среды, обеспечивающих функционирование фактически всех экосистем. Более того, почва является основой всей системы сельскохозяйственного производства и производства продуктов питания. В то же время деградация почв сейчас такова, что ставит под угрозу будущих поколений обеспечивать себя необходимыми средствами существования и прежде всего продовольствием. Здесь, считаю, необходимы специальные международные программы в контексте защиты всей окружающей среды.
Важно обратить внимание еще на один аспект решения экологических проблем в современном мире. Накануне Саммита в Глазго в «Комсомольской правде» было опубликовано интервью Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Н.П. Патрушева: «Зеленая» энергетика не должна становиться орудием вмешательства Запада в дела других стран». В интервью речь шла не только о том, что общечеловеческую проблему по защите окружающей среды нельзя политизировать. Речь шла и о не менее важных проблемах – взаимоотношении «экономики и экологии», безопасности использования современных экологических технологий, и о многом другом, на что еще недостаточно обращается внимание. В частности, особо акцентировалось внимание на использовании солнечных электростанций, которые занимают гигантские земельные площади. В качестве примера было отмечено, что «если заменить солнечными станциями все используемые сегодня источники энергии для обеспечения только одной Москвы, то сложными инженерными сооружениями придется покрыть территорию всей Московской области». Был приведен и другой пример: если генерация солнечной энергии отличается низкоуглеродными выбросами, то при изготовлении всего одной солнечной панели в атмосферу выбрасываются десятки килограммов углекислого газа. Более того, само изготовление солнечных электростанций, их компонентов, состоящих из редких металлов, является экологически небезопасным. В данном контексте Россия предлагает использовать решение экологических проблем рационально и, тем более, без политизации такого процесса.
Анализ выступлений лидеров государств и правительств на Саммите показал, что ими все еще недостаточно уделяется внимание непосредственно экологической культуре. Мне же представляется, что экокультура – тот фактор, который должен в существенной степени подключить к делу оздоровления окружающей среды самих граждан, независимо от национальности, места проживания, религиозных убеждений, пола, возраста и других различий. Такие меры позволят существенно дополнить стремление человечества к экологическому оздоровлению своего образа жизни и с неизбежностью приведут к оздоровлению окружающей среды в целом. В частности, одним из конструктивных примеров в направлении поднятия уровня экологической культуры у молодежи могут стать такие мероприятия, как международный детско-юношеский конкурс «Экология – дело каждого», проведение которого инициировал Росприроднадзор. Это очень важно, но все еще явно недостаточно. Полагаю, что наряду с такими инициативами экологическая тема должна стать составной частью всей системы образования и воспитания населения, неотъемлемой составляющей образа жизни. Только в этом случае в относительно короткие сроки на практике удастся в корне изменить подходы в решении глобальных вопросов экологической безопасности.
Итогом прошедшего климатического Саммита в Глазго (отмечает Вадим Бровцев – «НГ») является и то, что были приняты решения – в самое ближайшее время разработать конкретные меры и предложения по их реализации, включая «конкретные шаги по созданию климатоустойчивых систем здравоохранения». Фокус внимания при этом сместился на необходимость продолжения переговоров и принятия конструктивных решений практической направленности, связанных с охраной окружающей среды и противодействием современным «климатическим угрозам». Наряду с этим было предложено, чтобы СОР26 продолжил быть «витриной» для компаний, разрабатывающих и внедряющих «зеленые технологии» и по решению других, аналогичных проблем.
В настоящее время даются различные оценки результатам прошедшего Саммита – от крайне «критических» до крайне «положительных». На мой взгляд, СОР26 продемонстрировал главное. Это главное заключается в том, что в основном все государства Планеты стали уже реально осознавать факт наступающей катастрофы, связанной с изменением климата и загрязнением окружающей среды.
Состоявшийся в ноябре 2021 года экологический Саммит в Глазго, по крайней мере, обозначил две важнейшие для человечества проблемы. Прежде всего, что Планета нуждается в экологическом оздоровлении. И эта проблема – всеобщая. И второе. Назрела необходимость координации усилий по защите окружающей среды не на словах, а на деле.
комментарии(0)