Александр Лукашенко рассказывает о ситуации в стране иностранным журналистам. Фото с сайта www.president.gov.by
Белорусские власти заявляют, что ситуация в стране стабилизировалась, а большинство тех, кто выходил на протесты, осознали свои ошибки и раскаялись. Тем не менее репрессии продолжаются, законодательство корректируется под борьбу с инакомыслием.
В четверг парламент принял в первом чтении законопроект «О внутренних войсках МВД Республики Беларусь». «Его подготовка вызвана необходимостью совершенствования положения закона с учетом опыта применения сил и средств МВД в постэлекторальный период и регулированием отдельных вопросов, связанных с новой для внутренних войск задачей – охраной Белорусской АЭС», – пояснил причины принятия закона министр внутренних дел Иван Кубраков.
«Постэлекторальный» опыт привел к тому, что теперь внутренним войскам МВД позволено будет «участие в охране общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, безопасности охраняемых лиц и охраняемых объектов, режима чрезвычайного положения, военного положения, правового режима в зоне проведения контртеррористической операции, в мероприятиях по усилению охраны госграницы Беларуси».
Напомним, что после президентских выборов в прошлом году на протесты в Белоруссии вышло не меньше миллиона человек по всей стране. Только в Минске в пиковые моменты количество протестующих достигало 400 тыс. Акции проходили и в других городах страны.
При этом МВД получает полномочия определенным образом изучать и выбирать граждан для службы во внутренних войсках. Судя по всему, их буду проверять на лояльность. «Речь идет об отсутствии у призывника как будущего представителя власти фактов привлечения не только к уголовной, но и к административной ответственности по некоторым статьям», – рассказал министр. Новый закон предоставит им право на ношение оружия и его применение, они смогут использовать боевую и специальную технику «для пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка».
Внутренние войска МВД будут участвовать в неких действиях «в особый период в случае осложнения оперативной обстановки». Это, по словам министра, может случиться как «в зоне проведения контртеррористической операции», так и во время мероприятий по усилению охраны государственной границы». В целом они готовы будут отражать угрозу посягательств на суверенитет и независимость как снаружи, так и внутри страны.
Это не первое решение белорусских властей, которое принято в «постэлекторальный» период и касается расширения полномочий силовиков. Ранее «НГ» писала (номер от 18.05.21) о принятии законов «О государственной защите» и «Об изменении законов по вопросам обеспечения национальной безопасности». В соответствии с этими документами силовики получили право использовать боевую и специальную технику для разгона протестов. При этом им позволено не отвечать за вред, который они причинят в ходе применения силы, оружия и спецсредств. Тогда же милиции разрешили не позволять гражданам снимать их на видео или аудио.
Аналитики не питают иллюзий относительно целей и мотивов принятия подобных решений – власть сама не верит в то, что протест задавлен, и мобилизует все ресурсы для возможного подавления протестов.
Не так давно Александр Лукашенко сам признавался, что очередных протестов он ждет во время проведения референдума по проекту Конституции. Предположительно он состоится в феврале. «Обратите внимание: ситуация остается напряженной. Дата очередной попытки революции – период проведения Конституционного референдума», – напутствовал он руководство КГБ в середине октября.
Все это происходит на фоне заявлений, что общество изменилось и те, кто раньше поддерживали оппонентов власти, в них разочаровались. «В ближайшее время мы опубликуем масштабное социологическое исследование. Мы брали разные трудовые коллективы, и люди отвечали закрыто на многие вопросы. Общество, по моей первичной информации, сильно изменилось после прошлого года», – говорил Александр Лукашенко, назначая новых руководителей местных органов власти.
Тезис о том, что власти не верят в свою победу, подтверждают и продолжающиеся массовые репрессии. Количество политзаключенных уже увеличилось до 908 человек, и это только те, кого признали официально. Реально в белорусских тюрьмах гораздо больше людей, и число их растет – власти ведут охоту на ведьм. Например, на этой неделе силовики пришли к женщине, которая в прошлом году зажгла свечу в память о Романе Бондаренко и поставила ее на окно. Напомним, что молодого человека до смерти избили во время задержания. Поводом для ареста женщины послужила сделанная кем-то фотография горящей на подоконнике свечи, что приравняли к пикету.
Продолжаются обыски, аресты и задержания журналистов. На этой неделе взят под стражу главный редактор газеты «Ежедневник» Сергей Сацук, а сайт издания заблокирован. Обыск прошел в редакции региональной газеты «Ганцевичский час». Признан экстремистским и заблокирован сайт «Брестской газеты». Всего за решеткой более 30 работников СМИ. В недавно опубликованном комитетом по защите журналистов докладе о количестве СМИ в неволе Белоруссия заняла пятое место. На первом месте Китай, где в заключении находятся 50 журналистов. На втором – Мьянма с показателем в 26. Однако в Белоруссии их больше, чем у «серебряного призера».
На белорусских предприятиях идут увольнения «по спискам КГБ», об этом местным журналистам на условиях анонимности рассказывают сами уволенные. По их информации, есть указание к Новому году полностью избавиться от всех несогласных.
Впрочем, как отмечают эксперты, задача эта крайне сложная и практически нерешаемая. Уволенные люди никуда не деваются, уехать из страны могут не все. Действия власти только озлобляют людей, которые вовсе не смирились, а просто остановлены штыками Лукашенко и ждут «окна возможностей». И власти это понимают.
Минск
комментарии(0)