Михай Попшой приветствует Рышарда Терлецкого. Фото со страницы Сейма Республики Польша в Facebook
В Варшаве проходит заседание Польско-молдавского парламентского совета. Вице-спикер парламента Молдавии Михай Попшой вынесет на рассмотрение Польши, которая с 2022 года будет председательствовать в ОБСЕ, предложения по урегулированию приднестровского конфликта. Президент Майя Санду назвала непременным условием реинтеграции вывод войск РФ и миротворцев из Приднестровья. можно предположить, что иные предложения примирения сторон будут дополнением к основному. Экс-министр обороны РМ Виорел Чиботару заявил, что Молдавии следует заключить с Румынией соглашение о взаимной обороне.
Заявление Чиботару означает, что Молдавии предлагается поручить Румынии воевать за РМ: у нее и армия получше, да к тому же она – член НАТО.
«Были заявления руководства НАТО, а также военные и политические заявления Румынии (в 2014 году) о том, что в случае нападения Российской Федерации на Республику Молдова (РМ) они не будут участвовать в военных действиях. Это были официальные заявления. И это не может не заставить нас задуматься», – пояснил бывший министр обороны Республики Молдова (РМ) Виорел Чиботару.
Он сослался на то, что Республика Молдова не может обеспечить необходимую степень обороны, так как у нее конституционно закреплен принцип нейтралитета.
«Сколько стоит нейтралитет?» – задает вопрос Чиботару. И отвечает: «Поэтому в последнее время я предлагаю заключить соглашение с Румынией о взаимной обороне. Это будет гарантией безопасности и защиты Республики Молдова».
На замечание о том, что «Румыния как государство – член НАТО делегировала часть своего суверенитета Брюсселю, а государство-член не может участвовать в вопросах безопасности за пределами пространства НАТО, потому что это потянет за собой все государства – членов альянса», Виорел Чиботару сослался на прецедент Турции.
«Между членом НАТО Турцией и Азербайджаном существует такое соглашение. Более того, на основании этого соглашения были организованы действия по возвращению азербайджанских территорий (которые контролировались Арменией). Я категорически не хотел бы иметь соглашение (между РМ и Румынией. – «НГ») в таких условиях. Начиная с президента Воронина и последующие, в том числе нынешний – в лице Майи Санду, подтвердили, что Республика Молдова никогда не будет прибегать к военным инструментам для процесса реинтеграции. И это важно. Но рисков очень много, и они абсолютно непредсказуемые, в том числе с военной точки зрения», – считает политолог.
«Мы находимся в очень уязвимой зоне с этой точки зрения. Меня меньше интересует, как это сделать. Если это теоретическая, законодательная проблема, давайте решим ее. В результате у нас должна быть дополнительная гарантия безопасности для граждан Республики Молдова», – отметил Чиботару. Тем более, заметил бывший министр обороны, что принцип нейтралитета, закрепленный в Конституции Республики Молдова, не соблюдается.
«Республика Молдова не имеет абсолютно ничего общего с нейтралитетом. Ни с культурой нейтралитета, ни с поведением классического нейтрального государства, например Швейцарии. В целом сегодня почти нет нейтральных государств, кроме Швейцарии, которая является только символически нейтральной», – пояснил Чиботару.
По его мнению, нейтралитет в РМ понимается в специфическом ключе. «У нас, однако, применяется односторонняя договоренность, продиктованная Российской Федерацией, согласно которой Республика Молдова может не развивать отношения с Российской Федерацией, но ни в коем случае не должна развивать отношения с Североатлантическим альянсом и ЕС», – сказал эксперт молдавским СМИ.
Следует отметить, что президент Владимир Воронин (2000–2007), видимо предвидя подобный случай, добивался международного подтверждения нейтрального статуса Молдавии. Но все отвечали Кишиневу, что достаточно и закрепления в Конституции. Однако, как теперь оказывается, конституционные нормы можно отменить, если очень понадобится. А понадобиться реально может, так как стремление заручиться поддержкой Румынии во всем характерно для нынешней молдавской власти.
Объединение с Румынией уже происходит: правительства обеих стран проводят совместные заседания, в контролирующие органы РМ включаются румынские судьи, да и между армиями ранее было заключено соглашение об открытом для Румынии молдавском небе и подключении румынских военных к ситуации, требующей их участия. Например, к ситуации в Приднестровье, если непризнанная республика вдруг не станет подчиняться юридическому центру.
Тем более что главным условием для урегулирования приднестровского конфликта президент Майя Санду назвала вывод из региона российских войск и миротворцев. Хотя батальон миротворцев РФ формируется из числа служащих Оперативной группы российских войск, дислоцирующейся на левом берегу Днестра, из числа приднестровцев, имеющих гражданство России.
В молдавском парламенте создана специальная комиссия по вопросам урегулирования приднестровского конфликта. Инициировал этот шаг председатель законодательного органа Игорь Гросу. По словам Гросу, ранее законодательный орган не принимал активного участия в процедуре разрешения данного конфликта. Теперь парламентарии намерены объединить усилия для «сближения жителей обоих берегов Днестра». Но пока непризнанная республика находится в экономической и транспортной блокаде, о повышении доверия граждан говорить рано.
Тем не менее комиссия намерена контролировать процесс проведения политики реинтеграции, а также представлять свои предложения и рекомендации по стабилизации ситуации. В состав комиссии входят шесть человек. Возглавляет структуру вице-спикер парламента Михаил Попшой. Он сегодня в Варшаве во главе молдавской делегации на заседании межпарламентского совета РМ и Польши. Попшой должен представить полякам предложения по урегулированию приднестровского конфликта.
По мнению эксперта клуба политологов «Сфера» Сергея Луполенко, выйти на новый уровень отношений с восточным районом РМ Кишинев сможет, если будут учтены интересы жителей обеих сторон. Однако на фоне заявления Майи Санду о полном выводе российских миротворцев этот вопрос остается открытым. «В таком случае возникает вопрос: кого власти Молдавии видят в качестве гаранта для жителей Приднестровья?» – заметил Луполенко.
комментарии(0)