Стремительные события конца 80-х и начала 90-х годов ХХ века привели к слому сложившейся к тому времени биполярной системы международных отношений и появлению на политической карте мира новых независимых государств. Вместе с глобальными тектоническими сдвигами в геополитике на пространстве Евразии и Восточной Европы обострились старые и возникли новые гражданские и межгосударственные конфликты. Стали проявляться новые вызовы и угрозы: организованная преступность, сепаратизм, религиозный экстремизм, терроризм, наркоторговля. Они способны подорвать хрупкую социально-политическую и экономическую стабильность не только на постсоветском пространстве, но и в мировом масштабе.
В этих условиях новые независимые государства стояли перед решением не только таких первостепенных задач, как самоидентификация и построение на этой основе своей государственности, выбор политической и социально-экономической модели развития, но также перед вызовами международной повестки дня, такими как защита независимости и суверенитета, обеспечение территориальной целостности и отстаивание национальных интересов, формирование условий для региональной безопасности, а также дальнейшая интеграция в международное сообщество.
Кардинальные изменения в системе геополитических координат вынуждали государства искать новые формы взаимодействия и сотрудничества как в двустороннем, так и многостороннем форматах. Без создания соответствующих механизмов взаимодействия и обеспечения безопасности на региональном уровне стабильное внутреннее развитие страны в условиях все возрастающей глобализации было бы трудно достижимым.
В таких турбулентных исторических условиях Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев взял решительный курс на продвижение принципов многовекторности и многосторонней дипломатии во внешней политике. Он выдвинул целый ряд международных инициатив, направленных на поддержание мира и безопасности на региональном и глобальном уровнях. Призыв к созыву Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) стал одной из таких инициатив.
Впервые Нурсултан Назарбаев призвал международное сообщество к формированию эффективной и универсальной структуры по обеспечению безопасности в Азии с трибуны 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1992 году. Первый президент Казахстана отметил, что основной посыл инициативы заключается в том, чтобы реализовать ранее неудачные попытки создать механизм обеспечения коллективной безопасности в Азии, где, в отличие от других континентов, подобный механизм ещё не был сформирован.
По мнению казахстанского учёного Каримжана Шакирова, «основное содержание этой инициативы Казахстана заключалось в создании такой системы безопасности в Азии, при которой любой из её участников был бы защищён, и его безопасность была бы гарантирована целым комплексом мер международно-правового характера, направленного на реальное снижение уровня потенциальных военных угроз в Азии».
В 90-е годы дипломатами Казахстана во главе с министром иностранных дел Касым-Жомартом Токаевым велась кропотливая работа по реализации инициативы президента Нурсултана Назарбаева. Первым официальным документом, заложившим основу последующего развития процесса, стала Декларация принципов, регулирующих отношения между государствами-членами СВМДА, принятая в Алматы на Первой Встрече министров иностранных дел СВМДА 14 сентября 1999 года. В Декларации государства-члены СВМДА подтвердили свою приверженность целям и принципам Устава ООН. В ней также были отражены такие общепринятые принципы международного права, как: уважение суверенитета и прав всех государств-членов Совещания; сохранение территориальной целостности и невмешательство во внутренние дела друг друга; мирное урегулирование споров; отказ от применения силы; разоружение и контроль над вооружениями; сотрудничество в торгово-экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах; уважение фундаментальных прав человека в соответствии с принципами ООН и международного права.
СВМДА сегодня
Можно с полной уверенностью констатировать, что за последние более чем двадцать лет со времени своего образования Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии заняло достойное место в архитектуре общеазиатской безопасности, наряду с другими региональными организациями. СВМДА состоялось как эффективный международный форум по укреплению доверия и сотрудничества, необходимых для обеспечение мира, безопасности и стабильности в Азии.
С самого начала инициатива Нурсултана Назарбаева по созыву Совещания получила поддержку большинства азиатских стран, а также со стороны многих авторитетных международных организаций, в том числе ООН. Совещание сегодня объединяет 27 стран от Тихого океана до Средиземноморья, от Урала до Индийского океана. Статус наблюдателя СВМДА имеют девять государств и ряд международных организаций, включая ООН, ОБСЕ, Лигу арабских государств. Заключены партнёрские соглашения с ШОС, РАТС ШОС, ОЭС, Управлением по наркотикам и преступности ООН, Ассамблеей народа Казахстана.
Важнейший основополагающий документ СВМДА – Алматинский Акт – был принят на Первом Саммите глав государств и правительств СВМДА в 2002 году. Он действует также в качестве Устава форума. В этом историческом документе было заявлено о решимости государств-членов сформировать в Азии общее и неделимое пространство безопасности, в котором мирно сосуществуют все государства, а их народы, живущие в условиях мира, свободы и процветания, преисполнены уверенности в том, что мир, безопасность и развитие дополняют, подкрепляют и усиливают друг друга.
Уникальный документ в истории многосторонней дипломатии на азиатском континенте – «Каталог мер доверия СВМДА» утвердил измерения взаимодействия государств-членов.
Серьёзным преимуществом СВМДА является всеобъемлющий подход к вопросам безопасности, который заключается в обеспечении безопасности в пяти обширных измерениях: военно-политической, новых вызовов и угроз, экономической, охраны окружающей среды, гуманитарной.
Последовательно растёт количество сфер взаимодействия государств-членов СВМДА, которые включают вопросы экологии, туризма, образования, молодёжной политики, малого и среднего бизнеса, сельского хозяйства, вопросы противодействия новым вызовам и угрозам, включая киберпреступность и распространение новых вирусов, вопросы борьбы с терроризмом и нелегальным оборотом наркотиков.
Определены страны координаторы и со-координаторы измерений и сфер, которые координируют процесс практической реализации мер доверия. Государства-члены договорились о добровольном и поэтапном осуществлении мер доверия. Все решения принимаются на основе консенсуса, что обеспечивает инклюзивный и недискриминационный принцип принятия решений в рамках форума.
С момента основания состоялись пять Саммитов и шесть Встреч министров иностранных дел, что демонстрирует активную политическую поддержку процессу Совещания. Пост Председателя СВМДА последовательно занимали Казахстан (2002-2010), Турция (2010-2014), Китай (2014-2018) и Таджикистан (2018-2020). Сформирована организационная структура Совещания, на регулярной основе проводятся политические консультации по широкому кругу вопросов в сфере безопасности. Эффективно работают институты СВМДА – Молодёжный Совет и Деловой Совет, регулярно проводятся заседания бизнес-форума, форума аналитических центров, форума неправительственных организаций. Совещание имеет постоянно действующий Секретариат, штаб-квартира которого расположена в современном комплексе ЭКСПО в городе Нур-Султане.
Председательство Казахстана
2020 год ознаменовался тем, что на пост Председателя СВМДА вновь был избран Казахстан. 12 октября текущего года в Нур-Султане президент Касым-Жомарт Токаев в ходе встречи с главами делегаций, участвующих в 6-й встрече Министров иностранных дел СВМДА, отметил ряд конкретных приоритетов.
В первую очередь, речь идёт о дальнейшем институциональном развитии СВМДА. Предложение о преобразовании СВМДА в полноценную международную организацию по региональной безопасности ранее было выдвинуто Первым Президентом Республики Казахстан в 2012 году на юбилейной сессии 4-й Встречи министров иностранных дел стран СВМДА, приуроченной к 20-летию инициативы. Председательство последовательно проводит линию на организацию системного обсуждения этого предложения в рамках различных треков форума. В свою очередь Секретариат оказывает содействие Председательству и проводит соответствующую аналитическую работу. В ходе 6-й встречи Министров иностранных дел СВМДА, прошедшей под председательством Казахстана, были приняты следующие важные документы: обновленный Каталог мер доверия СВМДА, Положения двух новых консультативно-совещательных органов СВМДА - Совета мудрецов, а также Форума аналитических центров.
Укрепление роли СВМДА – залог безопасности в Азии
В ходе последних саммитов и встреч министров иностранных дел государства-члены СВМДА активно принимают участие в диалоге по обширной повестке дня и уделяют внимание новым вызовам и угрозам, региональным проблемам, требующим международного участия и урегулирования.
Казахстан, как страна-инициатор процесса СВМДА, предлагает постепенную и последовательную трансформацию Совещания в полноценную международную организацию, что в свою очередь приведёт к дальнейшему укреплению роли форума в вопросах континентальной и глобальной безопасности, повышению эффективности реализации мер доверия и адаптации инструментария СВМДА для решения новых задач. По мнению известного казахстанского аналитика Мурата Лаумулина, «в настоящее время актуальной задачей СВМДА является переход к качественно новым уровням сотрудничества – превентивной дипломатии и предотвращению конфликтов».
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев видит перспективу в недалёком будущем выстроить под эгидой СВМДА полноценную систему безопасности, способную осуществлять международную медиацию, тем более что такой опыт медиации у дипломатии Казахстана уже имеется, важно лишь масштабировать его в формате Совещания.
Растущий потенциал СВМДА
Азию справедливо относят к одной из главных движущих сил мирового развития в XXI веке, роль и значение континента будет возрастать. Самый населённый регион планеты, поражающий воображение культурным и этническим разнообразием, динамикой экономического развития и ростом взаимосвязанности, должен с ответственностью воспринять свою новую роль в глобальном масштабе.
К сожалению, Азия все ещё обременена рядом застарелых конфликтов, взаимным недоверием. Остро стоят глобальные проблемы современности – международный терроризм и экстремизм, нелегальная наркоторговля и миграция, религиозная и этническая нетерпимость, экологические катастрофы. Решение этих угроз и вызовов возможно только при выработке общих подходов стран континента.
СВМДА проделало значительный эволюционный путь от зарождения идеи до её реализации и служит в настоящее время востребованной площадкой для взаимодействия государств Азии по широкому кругу вопросов безопасности. Государства-члены СВМДА разделяют мнение, что настало время, когда народы Азии сами должны определять своё будущее и выстраивать наиболее эффективные пути укрепления международной безопасности и сотрудничества, что является предпосылками для динамичного развития континента, который играет всё более значимую роль в глобальной политике.
Осознанию новой роли Азии в мировых делах безусловно способствовало интенсивное взаимодействие государств-членов на площадке Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, инициированной первым президентом Казахстана почти тридцать лет назад. Закономерно, что в Декларации Пятого Саммита в Душанбе 15 июня 2019 года главы государств и правительств СВМДА высоко оценили личную роль Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы (лидера нации – прим. ред.) Нурсултана Назарбаева в качестве Основателя СВМДА, выразили глубокую признательность за его значительный вклад в развитие СВМДА и приветствовали его дальнейшее активное участие в наращивании потенциала СВМДА и общих усилиях по обеспечению мира, безопасности и взаимодействия в Азии.
В ходе 6-й встречи Министров иностранных дел СВМДА, прошедшей 12 октября текущего года, Нурсултан Назарбаев был выдвинут на должность главы вновь созданного консультативного органа – Совета мудрецов СВМДА. Государства-члены СВМДА единогласно поддержали его кандидатуру. Всё это свидетельствует о вкладе Первого Президента Республики Казахстан в дело построения мира и согласия, а нынешний потенциал Совещания является яркой демонстрацией воплощения в жизнь устремлений и проявленной воли на пути к миру и безопасности в Азии.
комментарии(0)