Андрей Ермак оказался между президентом и парламентской оппозицией. Фото с сайта www.president.gov.ua
Накануне выступления президента Украины в Верховной раде депутаты проголосовали за промежуточный отчет парламентской следственной комиссии, которая занималась «вагнергейтом». Комиссия, состоящая из членов пропрезидентской партии «Слуга народа», не выяснила, кто ответственен за срыв прошлогодней спецоперации. Оппозиция продолжает винить президента Владимира Зеленского и главу президентского офиса Андрея Ермака.
На среду в центре Киева планируется акция протеста, участники которой еще 21 ноября потребовали от Зеленского уволить Ермака. Сейчас истекает срок 10-дневного ультиматума. Зеленский в пятницу сказал журналистам, что не видит причин для увольнения. Участники «Движения сопротивления капитуляции» грозились с 1 декабря начать бессрочную акцию протеста – с намеком на майдан. Ситуация осложняется тем, что Зеленский в ходе пресс-конференции обнародовал информацию о готовящемся 1–2 декабря государственном перевороте. Теперь правоохранительные органы могут заинтересоваться, имеют ли организаторы сегодняшней акции какое-либо отношение к планам переворота.
Острая ситуация может в любой момент взорваться. Советник главы офиса президента Алексей Арестович на днях написал в соцсети, что «черные политические аферисты» могут спровоцировать массовые акции, устроив покушение на политического аналитика Юрия Бутусова. Он первым в прошлом году обнародовал информацию о провале спецоперации по задержанию группы лиц, которых в Украине считают бойцами частной военной компании Вагнера. Он же заподозрил в государственной измене участников секретного совещания в офисе президента. В прошлую пятницу Бутусов в прямом эфире вступил в неполиткорректную перепалку с Зеленским во время президентской пресс-конференции. На следующий день стало известно, что Госбюро расследований (ГБР) начало проверку по факту обнародования в интернете видео, на котором Бутусов стреляет из гаубицы, сопровождая свои действия словами: «…по российским оккупантам – огонь!».
Оппозиция расценила действия ГБР как давление на неугодного власти журналиста. Лидер парламентской партии «Голос» Кира Рудик сказала журналистам в кулуарах Верховной рады, что ГБР медленно реагирует на информацию, связанную с «делом вагнеровцев», «но очень быстро реагирует, когда речь идет о людях, оскорбляющих президента или главу его офиса…». Алексей Арестович считает эту ситуацию очень опасной, поскольку ею могут воспользоваться враги Зеленского. «Бутусова заводят как сакральную жертву, уже спланировали его (убийство. – «НГ») – как очередного Гонгадзе (украинский журналист, убийство которого в 2000 году спровоцировало акции протеста против президента Леонида Кучмы. – «НГ»)… Счет пошел на дни, максимум – недели. Его ликвидируют те, кто его и накачивает. И это, по их плану, станет сигналом к началу массовых беспорядков…» – написал советник главы офиса президента, указав, что Бутусову следует предоставить государственную охрану.
Юрий Бутусов сказал, что откажется от охраны: «Главную угрозу моей жизни сейчас представляют именно руководители государства: президент Зеленский, в частности, глава офиса Ермак, глава СБУ Баканов, заместитель главы офиса президента Татаров, начальник комитета по разведке Демченко и исполняющий обязанности главы ГБР Сухачев… Угрозу моей жизни я вижу прежде всего со стороны этих должностных лиц, которые спровоцировали конфликт и продолжают пытаться меня дискредитировать, любой ценой заставить замолчать или дискредитировать мою информацию о сети российских предателей, российских агентов в офисе президента, которые провалили целый ряд спецопераций Главного управления разведки Минобороны в 2020 году».
Команда Зеленского опасается, что в среду эта ситуация повлияет на обстановку в Верховной раде, где президент Украины будет выступать с посланием об основах внешней и внутренней политики. Во вторник сопредседатель фракции Порошенко «Европейская солидарность» Ирина Геращенко, выступая с парламентской трибуны, задала тон сегодняшней встрече депутатов с главой государства: «На самом деле после президентского пресс-перформанса, который превратился в марафон лжи Зеленского, вопросов о том, кто сорвал эту спецоперацию, кто предал украинских разведчиков, стало еще больше. Об этом и говорят журналисты. Единственный человек, который нарушал закон о гостайне, – это Зеленский… Если в стране действительно есть Госбюро расследований, Национальное антикоррупционное бюро, Служба безопасности Украины, то должны быть допрошены как Зеленский, так и глава его офиса Ермак…»
Андрей Ермак во вторник утром сообщил, что дал показания ГБР по «делу вагнеровцев». О подробностях он не рассказал, но отметил: «Считаю, что очень важно, чтобы следствие установило истину». Президент Украины не может быть вызван на допрос. Но Владимир Зеленский мог бы добровольно дать показания, отметил во вторник в кулуарах Верховной рады экс-председатель парламента Дмитрий Разумков: «Если нечего скрывать, можно прийти и ответить в рамках действующего законодательства и тех возможностей и ограничений, которые накладывает государственная тайна. Я уверен, что можно сказать о многом и снять большое количество вопросов…»
Пропрезидентское монобольшинство в Верховной раде попыталось смягчить ситуацию. Накануне выступления президента в повестку дня был внесен вопрос о промежуточных итогах расследования «вагнергейта», проведенного специальной парламентской комиссией. Вопрос рассматривался по сокращенной процедуре – максимально быстро, без лишних выступлений и заявлений. Глава комиссии Марьяна Безуглая не рассказала даже того, о чем на прошлой неделе сообщила журналистам. Парламентское следствие подтвердило, что спецоперация по задержанию «вагнеровцев» готовилась и не была завершена. Финальный этап отложили на несколько дней, в течение которых группу лиц задержали в Беларуси, после чего отправили обратно в РФ. В Украине этот вопрос рассматривают под углом госизмены: мол, тот, кто дал указание отложить завершение спецоперации (и тот, кто сообщил об этом белорусскому или российскому руководству), мог сорвать ее. Безуглая сказала журналистам, что президент Зеленский не давал приказ отменить задержание «вагнеровцев», а глава офиса президента Андрей Ермак не имеет полномочий отдать такой приказ. Следовательно, госизмены не было.
Впрочем, комиссия еще продолжает свою работу. А вчерашнее рассмотрение вопроса было организовано для того, чтобы Верховная рада только «приняла к сведению» промежуточные результаты. За это проголосовали 212 членов «Слуги народа», 14 депутатов из группы «За будущее», 12 – из группы «Доверие», 11 членов фракции «Голос», 3 – от «Батькивщины». Ни одного голоса не дали «Оппозиционная платформа – За жизнь» и «Европейская солидарность», которые критикуют отчет. Противники Зеленского настаивают на создании новой следственной комиссии, которую возглавили бы представители оппозиционных сил. Секретарь парламентского комитета по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки, депутат из фракции «Голос» Роман Костенко сказал журналистам: «В том, что расследование срыва спецоперации по задержанию «вагнеровцев» должно продолжаться, сомнений нет. Каждый день я получаю новые подробности по делу от участвовавших в ней разведчиков. Они хотят знать правду и понимать, почему спецоперация была сорвана. Причин может быть несколько, и от них зависит дальнейшая работа всей сферы госбезопасности».
В среду оппозиция намерена задать неудобные вопросы президенту. Руководство парламента заранее сообщило, что никакие вопросы в день выступления главы государства с посланием об основах внешней и внутренней политики не запланированы. Партия власти опасалась неприятных инцидентов. Зампредседателя парламента Александр Корниенко сказал журналистам, что вынужден напоминать оппозиции о правилах поведения: «Я вообще не очень радуюсь тому, что мне как первому заместителю председателя Верховной рады приходится переходить в режим воспитателя детского сада: там не ходите, там сидите, горшок – там, обед – там… Но если уже коллеги проявляют такую политическую культуру…»
Киев
комментарии(0)