0
8093
Газета СНГ Интернет-версия

29.11.2021 09:00:00

Александр Кобринский: «Россиян и казахстанцев спасут великие дела»

Необходимо создавать льготы для семейного, школьного и студенческого туризма, считает профессор


Чтобы не допустить деградацию российско-казахстанских отношений, обеим странам необходимо незамедлительно приобщить молодежь к совместным делам эпохального значения. Иначе определенные деструктивные силы используют энергетику молодежи в своих целях, направив на глубинный раскол евразийского геополитического пространства. Такое мнение в интервью «НГ» высказал российский историк, уроженец Казахской ССР, директор Агентства этнонациональных стратегий, доктор исторических наук профессор Александр КОБРИНСКИЙ, комментируя Андрею БЕЛОБОРОДОВУ начавшиеся «информационные боестолкновения диванных политологов» из России и Казахстана.

«Что такое бешбармак?»

– Александр Львович, что происходит? Открываю накануне сайт одного российского издания и читаю: «Русские здесь не дышат: как Казахстан отдаляется от России». В статье – удивительный винегрет рассуждений о том, что власти Казахстана делают все, чтобы – цитата – «как можно меньше ассоциироваться с русским миром». При этом за скобками и этой статьи, и массы других стоят, как говорится, медицинские факты: Казахстан – лидер в СНГ по прямым российским инвестициям, Казахстан сотрудничает с Россией во всех стратегических сферах – космической, энергетической, военной и т.д., Казахстан и Россию связывают более чем дружественные отношения на высшем политическом уровне… Такое ощущение, что правая рука не знает, что делает левая.

– Вы совершенно правы. Большая ошибка в сегодняшней политике как в России, так и в Казахстане состоит в том, что у нас на высшем уровне – прекрасные контакты, в бизнесе – чудесные, в военной сфере – еще лучше, но все это – довольно ограниченный круг людей. Бесконечно важный, но все же ограниченный. Для элит.

Мы не спускаемся на уровень обывателя, простого человека, обычного гражданина России и Казахстана. У нас – простых россиян и казахстанцев – мало общих дел! Да, у нас сильные связи, прочная общая историческая память, но растет новое поколение. Те, кому сегодня сорок лет, уже не помнят Советского Союза – той общности, которая, казалось, крепко-накрепко связала нас. А для тех, кому сегодня тридцать лет, великая межнациональная дружба, рожденная в СССР – это рассказы сродни легендам о Чингисхане. Поверьте, для них едино, что Иван Грозный, что Леонид Брежнев. Поэтому нужно опускаться глубже. Нужны контакты на массовом низовом уровне. Да, есть молодежь, которая приезжает для учебы в университетах, но опять же это небольшая прослойка, стремящаяся затем попасть в широко понимаемые элиты.

– А что вы понимаете под «общими делами»?

– Только один штрих: в советское время была прекрасная идея, воплощаемая практически в каждой школе: детей организованно возили в разные столицы республики. Я сам застал это, когда учился в Целинограде (ныне Нур-Султан. – «НГ»). Мы на поезде ездили в Москву, Ленинград, Киев, Самарканд, Бухару. Видели своими глазами другие народы. Общались. Сегодня этого нет. Ни со стороны России, ни со стороны Казахстана. Ведь для того, чтобы любить друг друга, нужно знать друг друга, общаться друг другом. Желательно с детства. Вот вы, журналист, задайте на улице российских городов вопрос: «Что такое бешбармак?» Уверяю вас, те, кто не жил в Казахстане, в целом не взаимодействовал с народами Средней Азии, не ответят. Особенно молодежь. Для них это будет пустой звук.

– А тех, кто скажет, как с тюркского переводится бешбармак, вообще будут единицы.

– Ну, вы хватили. Это уже вопрос из разряда ядерной физики (усмехается. – «НГ»). Люди понятия не имеют, что в Алматы можно кататься на горных лыжах, а на Балхаше можно ловить разнообразнейшую рыбу, поскольку уникальность озера состоит в том, что одна часть с пресной, а другая – с соленой водой. Это какая же туристическая «мекка» могла быть для россиян. Но нет, мы все едем на горнолыжные курорты в Альпы, а на отдых в Турцию.

– Причины этого лежат на поверхности. Из Москвы до Алматы долететь стоит столько, сколько стоит весь отдых в Турции…

– Все верно, и это лишь доказывает мои доводы. Мы вкладываемся в шахты и автопром, но забываем о простом человеке. Точно также сверхдорого казахстанцам съездить отдохнуть на Байкал или в Крым. Проблемы одного порядка. В итоге и казахи, и русские отвозят в условную Турцию миллиарды долларов. А всего-то нужно развивать и субсидировать туризм внутри Евразийского союза. Создавать льготы для семейного, школьного и студенческого туризма. И тогда этот странный персонаж, который бродил по магазинам Казахстана и требовал от продавцов разговаривать только на казахском языке, воспринимался бы фриком и попросту «съехавшим», если вообще объявился бы.

«Наши народы пытаются изолировать и фрагментировать»

– Поговорим о тех, кто готовит «информационные бомбы», внося раскол между Россией и Казахстаном. Что это за источник, по вашему мнению?

– Это очень серьезный и долгий разговор. Сегодня мы являемся свидетелями очень жесткого противостояния. Начать надо с того, что изначально существовало две модели мира – англосаксонская и романо-германская. Так получилось (не буду сейчас объяснять почему), что англосаксонская модель сегодня победила романо-германскую. Поэтому для меня, например, очевидно, что США, вводя санкции против России, на самом деле бьют по Германии, как ключевого проводника романо-германской модели цивилизации. Не случайно «Зеленые», выступающие против «Северного потока – 2», в то же время не поддержали последние американские санкции, направленные против российского газопровода. Четко понимая, что острие санкционного копья бьет точно в сердце Германии.

Цель сторонников англосаксонской модели – не дать немцам стабильно и долгосрочно получать дешевую энергию, развиваться и усиливаться. И как следствие, усилиться всему европейскому, а учитывая протяженность России, всему евразийскому континенту.

А чтобы романо-германская модель не возродилась, надо сделать главное – перевести в состояние изолированности, фрагментарности народы нашего общего геополитического пространства.

– Россия живет в рамках романо-германской модели цивилизации?

– Безусловно. Как и все постсоветские республики. Так вот, для того чтобы изолировать наши народы друг от друга, геополитический противник пришел к единственному правильному, на его взгляд, выводу: надо вытравить русский язык, поскольку он – язык межнационального общения на этой огромнейшей территории, равной, как известно, одной шестой части планеты Земля. Или хотя бы на первом этапе создать истерию вокруг русского языка, наполнить информационное пространство фейками, что русский язык запрещают, что «русских душат». Итог один: натравить нас друг на друга. Уничтожая русский язык, ты изолируешь – не важно кого – казахов, таджиков, молдаван. Изолируешь не столько от России, сколько друг от друга. Скажите, на каком языке казах будет разговаривать с украинцем или таджиком, если все не будут знать русского?

– На английском.

– Вот! И автоматически попадут в сферу влияния англосаксонской модели цивилизации. Но не надо забывать в этой связи очень важную вещь: английский выучит только элита. А остальные не выйдут за границу своего обитания.

– Получается, что «агенты влияния» англосаксонского мира находятся как в России, так и в Казахстане?

– Совершенно верно. Одни явно работают на англосаксов, других используют втемную, как полезных идиотов. Но сути этого не меняет. Ответственно заявляю, что те российские патриоты, которые твердят: «Казахстан наш», никакие не патриоты. Это говорят те, кто хочет расколоть наше единство. Поскольку на такие речи однозначно будет негативная эмоциональная реакция, на которую в свою очередь также сверхэмоционально отреагирует противная сторона. И так до бесконечности и по нарастающей.

Точно также я называю псевдопатриотами тех, кто в Казахстане или Узбекистане, в любой центральноазиатской республике выступает против изучения русского языка. Они не понимают, что ведут свой этнос – ни много ни мало – в рабство. Ведь потеря двуязычия в странах Центральной Азии равнозначно тотальному рабству. Вы посмотрите на рабочих из Азии в той же Москве. Многие из них не знают русского языка и превратились в молчаливую исполнительную массу. Но его знает их бригадир, который вполне претендует на роль современного надсмотрщика.

– А как Вы смотрите на то, что сегодня Казахстан пытается вдохнуть в казахский язык новую жизнь. Некоторые российские патриоты увидели в этом угрозу русским.

– С большим уважением отношусь. Потому что страна называется Ка-зах-стан. Это более чем нормально – учить язык своего народа. Ведь очевидно, что огромное количество казахов сегодня не знают казахского языка, особенно старшее поколение, потому что не было потребности тратить свои силы на изучение пусть и родного, но не актуального на тот момент языка. Но двуязычие надо сохранить!

Приведу пример из личной жизни. Не так давно я собирал документы своей матери, которая родилась в Казахстане. Нашел свидетельство о рождении, где большими – прямо огромными! – буквами было написано на казахском, а маленькими в подстрочнике – на русском. Это в самый, как говорится, разгар Советского Союза. То есть была одна страна, понимаемая как Россия, но никого не возмущало, что на казахском языке крупнее, чем на русском. Тогда не видели проблем, и сейчас не должны их искусственно создавать.

Надо просто уважать друг друга. Вместе этого нам из англосаксонского мира ввели в оборот фразу «надо быть толерантным» по отношению к межнациональному многообразию. Это лживое слово. В Советском Союзе мы никогда не были толерантны, то есть терпимы друг к другу. Мы любили и уважали друг друга. Мы создавали семьи. А нам сегодня предлагают терпеть друг друга. Нас отбрасывают в Средневековье.

«Одна идея – ЕАС»

– Ваш прогноз всей этой ситуации. Как говорится, это еще цветочки?

– Чтобы подобные провокации сошли на «нет», Россия должна на глобальном уровне, наконец, сказать, что она предлагает. Вот почему Турция не стесняется заявлять о строительстве «Великого Турана»? Почему Турция столь успешно продвигает эту идею? Потому что она понятна абсолютно всем слоям общества, где течет тюркская кровь. А почему мы боимся сказать, что хотим возродить единую великую цивилизацию, где множество наций будут чувствовать себя как дома?

– На ум напрашивается только одна идея – Евразийский союз…

– Прекрасно! Но название на самом деле не имеет значения. Как говорится, к черту подробности. Даже, где будет столица – это всего лишь предмет переговоров. Но важно дать людям нашего большого евразийского пространства четкую цель – куда мы идем, с кем идем, что нас ждет там, куда придем.

Ведь что такое Евразийский союз, люди до сих пор не знают. Даже в плане объяснения у нас происходит очень серьезная пробуксовка. Набившая уже оскомину фраза «углубление интеграции» совсем не означает, что должно пойти еще больше денег в виде инвестиций на заводы и фабрики. Повторюсь, это значит, что люди – россияне и казахстанцы – должны друг друга узнавать. Через туризм, через образовательные поездки, через обмен опытом. Массово. Но это на первом этапе. Далее нужны совместные великие стройки, серьезные межгосударственные проекты. Дела–события. И тогда не надо будет объяснять, чья тут территория. Какая разница, если мы и так вместе.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

Независимый фестиваль «Кукольный остров» впервые пройдет в Москве

0
858
Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Подмосковные строители помогают поднимать новые регионы

Георгий Соловьев

За Московской областью закреплено восстановление сотен объектов в Донбассе и Новороссии

0
874
Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Владимир Скосырев - 65 лет в журналистском строю

Обозревателю Отдела международной политики "НГ", Владимиру Александровичу Скосыреву исполняется 90 лет

0
1598
Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
2389

Другие новости