Фото .facebook.com/NordwindAirlinesOfficial
Осенью 2021 года существенно расширилась линейка авиарейсов в Казахстан из России. Своеобразным символом открытости и востребованности крупнейшей центральноазиатской страны стал первый в новейшей истории запуск прямых рейсов из самой западной точки России – Калининграда – в Нур-Султан и Алматы. По прогнозам экспертов, расширение маршрутов благоприятно скажется на деловых взаимоотношениях России и Казахстана на межрегиональном уровне, что в целом содействует евразийской интеграции.
Исторически обусловленные связи
Первый рейс по маршруту Калининград - Алматы был совершён 18 ноября. 19 ноября состоялся перелёт из Калининграда в Нур-Султан. Пока рейсы будут осуществляться один раз в неделю. По словам представителя авиакомпании «Северный ветер», в дальнейшем, когда ковидные ограничения будут минимизированы, количество рейсов между городами России и Казахстана может быть увеличено. Стоит отметить, что в последний раз самолёты из Калининграда в казахстанские города (Алма-Ата и Караганда) летали в начале 2000-х годов. После чего двадцать лет стояла тишина, несмотря на то, что в самом западном российском регионе довольно солидная казахстанская община.
Кстати, запуску авиарейсов предшествовал визит в Калининград посла Казахстана в России Ермека Кошербаева. Посол не исключил, что в перспективе может открыться постоянное представительство Республики Казахстан в Калининграде.
По мнению коммерческого директора авиакомпании «Северный ветер» Антона Маттиса, потребность рынка очевидна. «Тут и интересы бизнеса, и развитие культурного сотрудничества, и личные поездки россиян и казахстанцев. Исторически спрос на перелёты между городами Казахстана и российским Калининградом велик, так как в регионе проживает большая казахстанская диаспора. Мы уверены, новые транспортные возможности будут содействовать развитию бизнеса в российских регионах, а также помогут россиянам из различных российских регионов открыть для себя Центральную Азию», – прокомментировал Маттис ТГ-каналу KeyNews.
Отметим, что между Калининградской областью и Республикой Казахстан довольно давние, исторически обусловленные связи. В 1990-2000-е годы Калининградская область стала транзитным регионом для казахстанских немцев, которые переселялись из Казахстана в ФРГ. Часть этих людей оседала здесь, и временное пребывание в Калининграде у них становилось постоянным. В итоге в области сформировалась довольно многочисленная казахстанская община. С 1990-х годов эта община была больше, чем другие общины народов Центральной Азии – киргизов, узбеков, таджиков.
По мнению политолога Балтийского федерального университета им. Канта в Калининграде Александра Носовича, новые авиарейсы в крупнейшие казахстанские города важны с геополитической точки зрения.
«Открытие новых авиарейсов из Калининградской области в Казахстан создаёт базу для евразийской интеграции и одновременно является неотъемлемой составляющей интеграционных процессов, – прокомментировал политолог.– Так сложилось, что евразийская интеграция для Калининградской области – это прежде всего связи с Белоруссией. И в этом отношении прямое авиасообщение с Казахстаном эту диспропорцию выравнивает и приводит в соответствие с реальностью. Поэтому Центральная Азия нам очень важна. Важна для людей, для бизнеса и для геополитики. В Калининградской области большое количество людей, для которых персонально значимы связи с Казахстаном. Среди остальных тоже немало таких, кто активно интересуются деловыми и культурными возможностями, которые открывают нам отношения с Казахстаном. Бытует стереотип, что Калининградская область – это Европа, и только Европа. Но это совершенно не так – у региона очень прочные связи с Центральной Азией».
Евразийская интеграция набирает обороты
Новые маршруты всегда рождают новые возможности и перспективы. С открытием авиасообщения Калининградская область может стать хабом для последующего транзита в Западную Европу и наоборот. Возможно, им будут активно пользоваться граждане других стран Центральной Азии, у которых есть деловые и личные связи с российским эксклавом на Балтике. Чуть позже к авиаперелётам могут подключиться представители Польши, Прибалтики и Германии, географически находящиеся вблизи самого западного российского региона. Европейцам тоже интересно будет открыть для себя Центральную Азию. Таким образом, евразийская интеграция будет мощными темпами набирать обороты.
Накануне аналитики Евразийского банка развития (ЕАБР) выпустили доклад, посвящённый прямым иностранным инвестициям (ПИИ) в евразийском регионе по итогам 2020 года. Российские капиталовложения больше всего выросли в Казахстане — с 11,2 млрд до 20 млрд долларов. На сегодня Россия является ведущим внешнеторговым партнёром Казахстана, занимая 1-е место по объёму товарооборота и импорта в Казахстан и 3-е место по объёму экспорта казахстанской продукции. И это в условиях пандемии!
По мнению члена Общественной палаты России Владимира Журавлёва, подобные цифры закономерны. «У России хорошие взаимодействие и взаимосвязь с руководством Республики Казахстан ещё с начала 90-х годов прошлого века после развала СССР. Нурсултан Назарбаев – мудрейший руководитель – повёл приоритетную линию на тесное сотрудничество с Российской Федерацией, что сохраняется до сих пор. Его же инициатива и личная роль в создании Евразийского экономического союза, который заработал и приносит пользу. Таковы истоки наших экономических взаимодействий. Причём, не только взаимный экономический интерес на межгосударственном уровне, но и импульс для экономического союза стран СНГ», – прокомментировал Журавлёв ТГ-каналу KeyNews.
Вот лишь некоторые штрихи деловой активности России и Казахстана за этот год. В июле 2021 года губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин посетил Казахстан, проведя переговоры с руководством национальной компании «КазМунайГаз» о размещении заказов на строительство судоходных объектов на астраханских верфях. В сентябре в Казахстане побывал глава Республики Башкортостан Радий Хабиров с бизнес-делегацией, состоявшей из представителей 33 республиканских предприятий. Кроме того, летом в Казахстане побывал бизнес-десант из России, представленный автомобильным сектором экономики. По итогам встречи казахстанского вице-премьера Романа Скляра с топ-менеджментом «КАМАЗа», «АвтоВАЗа» и «Renault Россия» было подписано 8 ключевых документов по реализации новых инвестиционных проектов на территории крупнейшей центральноазиатской республики.
По мнению бизнес-консультанта из Латвии Руслана Панкратова, российские инвестиции в Казахстан и казахстанские – в Россию осуществляются благодаря взаимным гарантиями безопасности своих вложений. «В бизнесе правила игры таковы: надо делать всё, чтобы приумножить своё благосостояние, получить прибыль и не потерять вложения. Таким образом, россияне видят перспективу своего бизнеса в Казахстане, получают гарантии безопасности своих вложений. Создание правительством Казахстана благоприятных условий, атмосферы для ведения бизнеса – решающий момент», – считает эксперт.
комментарии(0)