Украинским депутатам предстоят новые дебаты по вопросу легитимности президента Белоруссии. Фото с сайта www.rada.gov.ua
В ближайшие дни Верховной раде предстоит рассмотреть законопроект о ратификации украинско-белорусского межправительственного соглашения о международном автомобильном сообщении. Простой вопрос откладывался с прошлого года по политическим причинам. Теперь чиновники убеждают депутатов, что соглашение следует рассматривать как чисто экономический вопрос.
Дебаты в Верховной раде неизбежны, ведь Киев так и не признал Александра Лукашенко законно избранным президентом. В августе прошлого года, когда в Беларуси начались акции протеста, президент Украины Владимир Зеленский сказал, что Киев «не будет вмешиваться, это их внутренние дела». В то же время он отметил, что не пожелал бы соседней стране повторения событий, которые произошли в Украине в 2014 году: «Я не хочу, чтобы белорусы умирали, чтобы их убивали… Я считаю, что еще не поздно власти и обществу начать диалог, чтобы разрешить ситуацию тем или иным способом». Зеленский отметил, что он на месте Лукашенко объявил бы новые выборы.
Уже в сентябре Верховная рада приняла постановление, в котором не признала результаты белорусских выборов, указав, что они «не отражают реального волеизъявления граждан». В тот момент отношения между Киевом и Минском ухудшились из-за заявления Александра Лукашенко о том, что с территории Украины в Беларусь отправлялись экстремисты для дестабилизации ситуации. Глава украинского МИДа Дмитрий Кулеба заявил, что это неправда. А уже в начале лета после принудительной посадки в Минске самолета, где находился Роман Протасевич, в Киеве чуть ли не обвинили в экстремизме самого Лукашенко.
Верховная рада в июне приняла новое постановление, в котором говорилось, что «режим Лукашенко является угрозой международной безопасности». После этого стало известно, что в Минск для допроса Протасевича приехали следователи из ЛНР. Украинские депутаты от оппозиционных партий расценили это как «факт сотрудничества режима Лукашенко с представителями террористических организаций». Члены партий «Европейская солидарность» и «Голос» зарегистрировали в Верховной раде еще один проект постановления – о прекращении любых дипломатических отношений Украины с Белоруссией, кроме тех, которые касаются вопросов беженцев и политзаключенных. Но этот документ так и не был рассмотрен.
В Киеве не признают действующую белорусскую власть, но осознают значимость экономических отношений между государствами. По данным открытых источников, в январе–мае 2021 года товарооборот между двумя странами составил 2,3 млрд долл. Это почти на 37% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Почти половина белорусских поставок приходится на нефтепродукты, значительная часть – на удобрения и битум, пластмассы и полимеры, а также продукцию машиностроения и деревообрабатывающей промышленности. Украина поставляет в Белоруссию сельскохозяйственную и продовольственную продукцию, части подвижного состава, прокат, продукцию машиностроения. По данным отраслевых изданий, в этом году значительно, в десятки раз увеличились объемы поставок в Белоруссию украинских овощей – моркови (8 тыс. т), картофеля (5 тыс. т), лука (2,4 тыс. т), свеклы (1,9 тыс. т).
Вопрос о поставках тесно связан с условиями пересечения границы. В 1992 году правительства Украины и Белоруссии подписали соглашение о международном автомобильном сообщении, в котором указывалось, какие разрешительные документы необходимы для прохождения пограничного контроля. Разрешения требовались для каждой фуры. Стороны договаривались о ежегодных квотах на число перевозок. По данным украинского правительства, на 2015 год была установлена квота в размере 20,5 тыс. поездок, в 2017 году – 22 тыс., на этот год – 37 тыс. Замминистра инфраструктуры украинского правительства Мустафа Найем отметил, что квота покрывает только около половины необходимого: «В этом году наши перевозчики исчерпали годовую квоту белорусских разрешений уже в августе… До конца года необходимо не менее 30 тыс. дополнительных разрешений. Но их нет, поскольку белорусская сторона категорически отказывается увеличивать предоставленную квоту».
Проблема была решена еще в феврале прошлого года. Правительства двух стран договорились внести поправки в соглашение от 1992 года. Новый документ предполагал либерализацию международных автомобильных перевозок в виде отмены разрешений и квот. Для того чтобы новое соглашение вступило в силу, требовалось утверждение его постановлением Верховной рады. Правительство, подавая законопроект в парламент, отметило, что речь идет «об отмене разрешительной системы нерегулярных пассажирских (автобусных) и грузовых перевозок автомобильным транспортом». Без разрешений могли бы обойтись как украинские, так и белорусские перевозчики. «Отсутствие барьера в виде разрешительной системы станет хорошей предпосылкой для наращивания товарооборота между Украиной и Республикой Беларусь, а беспрепятственный транзит чрезвычайно важен для перевозок в ряд стран ЕС…» – добавили в правительстве.
Голосование в Верховной раде было запланировано на конец ноября прошлого года. Но к тому времени украинско-белорусские отношения так осложнились, что депутаты решили отложить вопрос. Это стало ударом не для белорусской власти, а для украинских компаний, считают эксперты. Как пояснил Мустафа Найем, транзит по территории Белоруссии – самый короткий коридор для поставок в Литву, Латвию, Эстонию, Финляндию. Но сейчас «более 1,6 тыс. украинских перевозчиков оказались фактически отрезанными от рынков этих стран и не могут выполнять свои контрактные обязательства».
В первом полугодии 2021 года экспорт украинских товаров и услуг, по данным Госкомстата, увеличился на 7 млрд долл. (или на четверть по сравнению с прошлогодними показателями) и составил 34,9 млрд долл. Объемы импорта увеличились на 7,4 млрд долл. (на 27,6% по сравнению с первым полугодием 2020 года) и достигли 34,4 млрд долл. Украина нарастила поставки в страны ЕС на 39%, во главе списка – поставки в Польшу (2,3 млрд долл.), Италию (1,5 млрд долл.), Германию (1,2 млрд долл.) и Нидерланды (1 млрд долл.). Товарооборот с Латвией, по официальным данным, составил за прошлый год 470,3 млн долл., с Эстонией – 286,7 млн долл., с Литвой – почти 1,2 млрд долл.
Министерство инфраструктуры поддержало ратификацию украинско-белорусского соглашения о либерализации режима перевозок. Мустафа Найем убеждал депутатов, что решение не имеет политического значения: «Это – не обмен нашего суверенитета, не потеря субъектности, не знак поддержки белорусского режима, а прагматичное отстаивание интересов наших украинских перевозчиков». Как ситуацию оценят депутаты, пока неизвестно. Некоторые представители оппозиции считают, что ратификация договоров, подписанных с «режимом Лукашенко», будет означать признание Александра Лукашенко президентом Белоруссии. Но споры еще впереди, сейчас Верховная рада приступила к рассмотрению проекта госбюджета на следующий год.
Киев
комментарии(0)