Киеву при возвращении контроля над Донбассом предстоит многое отстроить заново. Фото Reuters
Европейская комиссия «За демократию через право» (Венецианская комиссия) подвергла критике ряд положений украинского законопроекта о переходном периоде. Ее выводы поступили в Киев, когда между Украиной и Россией нарастает новый конфликт. Если раньше в Москве говорили, что упомянутый законопроект противоречит Минским соглашениям, то сейчас вообще не видят смысла обсуждать что-либо с украинской стороной.
Новая конфликтная ситуация сложилась из-за задержания украинскими военными гражданина РФ Андрея Косяка. Спикер украинского МИДа Олег Николенко сказал журналистам: «Член вооруженного формирования Российской Федерации был задержан 13 октября у Золотого в Луганской области. Под видом работ по гуманитарному разминированию он осуществлял фото- и видеофиксацию позиций, от которых отошли Вооруженные силы Украины в пределах участка разведения сил и средств». Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова расценила действия украинской стороны как вероломные и провокационные: «Они подрывают процесс мирного урегулирования конфликта в Донбассе и идут вразрез с обязательствами Украины по двусторонней Консульской конвенции с Россией». Захарова сказала, что российская сторона обратится в ОБСЕ, ожидая от организации «принципиальной оценки произошедшего инцидента».
Киев тоже апеллирует к ОБСЕ, акцентируя внимание на том, что Москва, признавая российское гражданство Косяка, тем самым признает свое участие в конфликте. Украинская делегация на Минских переговорах обнародовала заявление по этому поводу: «МИД РФ официально признал участие российских граждан в вооруженном конфликте на востоке Украины». Конфликт из-за задержания российского гражданина еще только набирает обороты, но может привести к самым разным последствиям.
Во вторник информагентства процитировали слова главы МИД РФ Сергея Лаврова, который прокомментировал озвученные на днях в интервью идеи президента Украины Владимира Зеленского об украинско-российских переговорах. Лавров, по сообщению ТАСС, сказал: «Этот поток сознания даже не буду комментировать… Они фантазируют повсеместно и ежедневно». В среду глава МИД Украины Дмитрий Кулеба заочно ответил коллеге: «Я напомню, что Владимир Путин в последнем разговоре с президентом Франции и канцлером Германии пообещал им встречу министров (иностранных дел. – «НГ») в Нормандском формате. Французский министр готов. Немецкий министр готов. Я тоже готов… А Сергей Лавров, к сожалению, показывает, что он настроен не на конструктивный разговор министров…» Кулеба считает, что заявления российского министра «подрывают процесс мирного урегулирования».
В Москве еще летом обвинили Киев в попытках перечеркнуть Минский процесс. Поводом стала регистрация в Верховной раде законопроекта «Об основах государственной политики переходного периода». Суть его в том, чтобы очертить рамки «безопасной реинтеграции Крыма и Донбасса». Еще год тому назад украинские чиновники заявили о намерении разработать и обнародовать план своих действий на тот период, когда территории, признанные в Украине «временно оккупированными», будут возвращены под контроль Киева. Речь шла о том, чтобы объяснить жителям Крыма и неподконтрольных районов Донбасса, как будет происходить «безопасная реинтеграция».
К началу лета с.г. Совет нацбезопасности и обороны Украины утвердил решение «О некоторых вопросах активизации процесса мирного урегулирования ситуации в Донецкой и Луганской областях», в начале июня президент Зеленский ввел это решение в действие своим указом. В начале августа украинское правительство одобрило подготовленный в рамках президентского указа законопроект «Об основах государственной политики переходного периода», в конце того же месяца он был зарегистрирован в Верховной раде. Документ построен на общем подходе, который уже закреплен в украинском законодательстве: Россия признается «государством-агрессором» и «государством-оккупантом». Соответственно в Киеве возлагают на российскую сторону ответственность за происходящее в Крыму и в Донбассе с 2014 года. В законопроекте сказано, что датой «начала оккупации» является 20 февраля 2014 года (начало крымских акций, завершившихся проведением референдума в марте того же года). О возвращении территорий под контроль Киева предполагается принимать решения по каждому отдельному району и населенному пункту. Согласно законопроекту, такие решения будут подписаны президентом Украины.
Вообще законопроект предусматривает две фазы переходного периода – «конфликтную» и «постконфликтную». Вторая наступает после полного прекращения огня, отвода войск и военной техники, возвращения Украине контроля над границей с РФ в Донбассе, разоружения всех формирований, которые Киев признает незаконными, восстановления полного контроля Украины над довоенной территорией. Что будет происходить после этого – изложено в законопроекте. Например, сказано, что амнистия будет не тотальной. Те, кто состоял в «оккупационных силах или администрациях, подчиненных РФ», не может быть освобожден от уголовной ответственности. Степень вины и меру наказания должен будет в каждом отдельном случае определить украинский суд – после возобновления работы украинской судебной системы на «освобожденных» территориях. От ответственности могут быть освобождены только лица, не совершившие тяжких преступлений. Кстати, в этом законопроекте украинская сторона отказалась от применения понятия «коллаборант», наказание за сотрудничество с властью, которая в Киеве признается «оккупационным режимом», не предусмотрено.
Правительство предлагает запретить «установление связей и взаимодействие органов государственной власти Украины, должностных лиц с оккупационными силами и администрациями РФ», а также с российской властью всех уровней. Исключение сделано только для санкционированных Киевом переговоров. С российской стороной, согласно документу, переговоры могут вестись только по вопросам, «связанным с преодолением последствий вооруженной агрессии РФ против Украины». Киев не собирается признавать ни российские паспорта, выданные жителям Крыма и Донбасса (ответственность за их получение не предусмотрена), ни документы, связанные с имуществом, которые были с 2014 года выданы на неподконтрольных Киеву территориях. Ряд документов, включая аттестаты и дипломы, нужно будет подтвердить согласно украинскому законодательству.
Отдельный вопрос – проведение выборов местных органов власти в Донбассе. Вице-премьер, министр по вопросам реинтеграции, замглавы украинской делегации на Минских переговорах Алексей Резников сказал в интервью «Зеркалу недели», что когда именно могут состояться такие выборы, в Киеве не могут точно сказать: «На этот вопрос сегодня нет однозначного ответа. Потому что действительно самое главное – каковы будут условия». Он подчеркнул, что украинский законопроект предполагает безопасную интеграцию (с ударением на первом слове): «Безопасная – для территориальной целостности, суверенитета и внутриполитического спокойствия в стране. Все, что будет нести риски для страны, реализовываться не будет».
Сергей Лавров еще в августе заявил, что украинские идеи не приближают, а отдаляют урегулирование. «Законы об образовании, языке, коренных народах… новые законы, которые сейчас обсуждаются под рубрикой «государственная политика переходного периода», – просто выкорчевывают все, что от них требуют сделать Минские договоренности… Законы, которые уже приняты, не позволяют выполнить то, что обязалась выполнить Украина в отношении особого статуса Донбасса, включая языковые и культурные права, в отношении амнистии и организации свободных выборов в Донбассе под присмотром ОБСЕ». Закон о переходном периоде, как считает российская сторона, только ухудшит ситуацию. Впрочем, сейчас в переговорах и так наметилась новая тупиковая ситуация.
Как раз в этот момент Венецианская комиссия дала Киеву свое заключение относительно законопроекта о переходном периоде. В целом отмечается, что некоторые положения документа «являются скорее политическим руководством, чем нормативным правовым актом. Дело в том, что имплементирующее законодательство еще не существует, что затрудняет оценку законопроекта». Речь идет о том, что Киев не представил отдельные законы – например, о выборах в Донбассе, об амнистии и т.д. А рамочный законопроект, как сказано в заключении, был подготовлен Киевом в одностороннем порядке: «…некоторые категории лиц, непосредственно связанные с законопроектом, в основном проживающие в восточных областях Украины и в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, могли иметь довольно ограниченную возможность участвовать в этих консультациях. Крайне важно вовлекать эти категории в последующие обсуждения, касающиеся как реализации законопроекта, так и принятия любых других юридических актов, дополняющих данный законопроект».
В целом Верховной раде порекомендовали, прежде чем рассматривать документ, внести в проект некоторые поправки: привести в соответствие с международным правом положения об ответственности за уголовные преступления, совершенные в связи с оккупацией; пересмотреть дифференцированное отношение к различным категориям преступников; сузить и уточнить положение о люстрации; более четко сформулировать положения конвалидации документов, выданных на временно оккупированных территориях. Но все это будет иметь смысл только в том случае, если на востоке Украины прекратятся обстрелы. Сейчас, судя по политическим заявлениям, стороны далеки от этого.
Киев
комментарии(0)