Виктор Медведчук считает, что Украина прекратила существование как правовое государство. Фото Reuters
В понедельник в Украину с первым визитом прибыл спецпредставитель ЕС по правам человека Эймон Гилмор. Традиционно предполагался разговор с украинской властью о правах жителей Донбасса и неподконтрольной Киеву части Крыма. Но в воскресенье появился новый вопрос – о правах Виктора Медведчука, председателя политсовета партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» (ОПЗЖ), кума президента РФ Владимира Путина.
Поводом для информационного взрыва послужило интервью президента Украины Владимира Зеленского программе «Факты недели» на телеканале ICTV. Отвечая на вопрос, глава государства допустил возможность обмена одного из лидеров оппозиции на украинцев из списка удерживаемых лиц в РФ, Крыму, ДНР/ЛНР. «Виктор Медведчук – гражданин Украины, и к нему применяется украинское законодательство. С другой стороны, если бы Россия, например, подтвердила, что у господина Медведчука есть российское гражданство, то после этого мы с радостью рассмотрели бы возможность обмена Медведчука на героев Украины, граждан, находящихся не в Украине», – заявил Зеленский.
Виктор Медведчук ответил: «У меня не было и нет другого гражданства, кроме украинского. Я ‒ гражданин Украины и буду им, невзирая на незаконное, преступное давление, которое осуществляется сегодня в отношении меня властью. А фабрикацию уголовных дел рассматриваю исключительно как незаконное уголовное преследование и политические репрессии». Политик собирается оставаться на родине и «бороться за восстановление справедливости и торжество закона, а также за привлечение к уголовной ответственности всех тех, кто занимается преступной организацией политически мотивированного уголовного преследования и предъявлением мне незаконных обвинений».
То, что президент Украины допускает возможность подобных обменов, по мнению Медведчука, «демонстрирует, в какую правовую и моральную пропасть рухнула Украина, и фактически свидетельствует, что страна прекратила свое существование как правовое государство». Партия ОПЗЖ, в свою очередь, считает, что украинская власть хочет «любой ценой, нарушая Конституцию и законы Украины, выдворить Медведчука за пределы страны». Кроме того, соратники опального политика считают, что заявление Владимира Зеленского «свидетельствует о полном провале диалога с РФ», поэтому, мол, украинский президент пытается вести диалог с Россией намеками, которые озвучиваются в телевизионном интервью. В ОПЗЖ в очередной раз заявили о расправе над политическими оппонентами украинской власти.
Ситуация может быть использована в Кассационном суде в составе Верховного суда, который, как сообщалось ранее, 20 октября продолжит рассматривать дело об обжаловании президентского указа о применении санкций к Виктору Медведчуку. В сентябре стало известно, что суд обратился в офис президента и Службу безопасности Украины с предложением предоставить письменные объяснения о процедуре рассмотрения Советом нацбезопасности и обороны (СНБО) вопроса о применении санкций в отношении гражданина Украины. Санкции были введены в начале года – против Медведчука, позже – и его жены Оксаны Марченко, а также семьи еще одного члена ОПЗЖ Тараса Козака. Следствием санкций стало закрытие трех оппозиционных телеканалов, владельцем которых является Козак. Затем Медведчуку предъявили подозрение в госизмене и пособничестве террористической деятельности. Основанием, как сообщалось в мае, стал сговор Медведчука с российской властью для добычи нефти и газа в Черном море уже после присоединения Крыма к РФ.
С тех пор политик находится под домашним арестом. На прошлой неделе ему сообщили о новом подозрении в госизмене – в связи с организованными в 2015 году поставками угля с неподконтрольных Киеву районов Донбасса. Глава СБУ Иван Баканов заявил в ходе брифинга: «По версии следствия, речь идет о действиях, направленных на подрыв энергетической независимости Украины. В частности, после того как Россия захватила часть Донбасса, Украина оказалась на грани энергетического кризиса. Поэтому было решено закупать уголь на мировом рынке, в частности в ЮАР». По версии следствия, российская сторона была заинтересована в том, чтобы сорвать поставки, а поэтому «при посредничестве Медведчука состоялся сговор с высшими должностными лицами Украины, которые, используя полномочия Нацбанка и правоохранительных органов, создали искусственные препятствия для поставки угля из ЮАР». После чего, как свидетельствуют материалы СБУ, были организованы незаконные схемы поставок угля из ДНР/ЛНР на госпредприятия Украины. Оплата этих поставок рассматривается следствием как пособничество террористической деятельности. После объявления нового подозрения в Киеве вновь решали вопрос о мере пресечения для Виктора Медведчука. Сторона обвинения предлагала отправить политика в следственный изолятор, но суд оставил его под круглосуточным домашним арестом. Однако дамоклов меч заключения в СИЗО остался.
Еще в мае, когда Медведчуку в первый раз избрали меру пресечения, в Киеве заговорили о возможном обмене одного из лидеров той части оппозиции, которую в Украине считают пророссийской, на удерживаемых лиц. Тогда секретарь СНБО Алексей Данилов, отвечая на вопрос журналиста, допустил такую возможность, но только после того, как украинские суды вынесут вердикт по «делу Медведчука». Эксперты говорили о том, что процесс обмена удерживаемыми лицами поставлен на паузу, а Украина хочет освободить более 300 своих граждан.
Руководитель Центра политических исследований «Пента» Владимир Фесенко сказал Радио «Свобода», что обмен, о котором стали размышлять в СМИ, «не более чем один из возможных сценариев, который может возникнуть, но это не заявление в адрес России. Никто сейчас Медведчуком не торгуется, тем более что пока ни о каком судебном вердикте речь не идет. Учитывая темпы работы наших правоохранительных органов и особенно темпы работы судов, «дело Медведчука» – это надолго, года на два-три, не меньше». Нюанс в том, что в заявлении Владимира Зеленского не прозвучало условия о судебном вердикте в «деле Медведчука», а только о наличии российского гражданства. Поскольку политик утверждает, что российского паспорта у него нет, вопрос об обмене вряд ли будет актуальным. Но на политическую ситуацию в Украине и на отношения Киева с ЕС ситуация может повлиять. Оппозиция попытается посвятить в подробности происходящего спецпредставителя ЕС по правам человека Эймона Гилмора.
Киев
комментарии(0)