В Белоруссии теперь можно без опаски спорить о вакцинировании. Фото со страницы «Профсоюзы Минщины» в Facebook
Президент Белоруссии Александр Лукашенко пообещал Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), что лично будет разбираться в ситуации с заболеваемостью COVID-19 в стране. Он не исключил, что придется принять «дополнительные меры».
«Следующая неделя в Беларуси будет посвящена тому, чтобы детально разобраться по каждой больнице, по каждому инфицированному человеку и принять дополнительные меры, если это необходимо, для лечения людей от COVID-19», – пообещал Александр Лукашенко директору Европейского регионального бюро ВОЗ Хансу Клюге, принимая его в Минске.
Чиновник ВОЗ посетил Белоруссию на прошлой неделе. В ходе беседы он признал, что в Беларуси наблюдается «определенный подъем» заболеваемости, хотя и не удержался от того, чтобы подчеркнуть, что в других странах дела обстоят хуже.
«Нынешняя ситуация в мире характеризуется подъемом заболеваемости COVID-19. Насколько я понимаю, бродит штамм «дельта». Подъем очень серьезный вокруг Беларуси страны испытывают. В том числе и в Беларуси определенный подъем. Мы уже достигли того пика, который был у нас раньше», – сказал Александр Лукашенко.
Руководитель Белоруссии поблагодарил Ханса Крюге за то, что ВОЗ – одна из немногих международных организаций, которая не прекратила контакты с официальным Минском в условиях политического кризиса в стране. Более того, весной этого года Белоруссия была избрана членом исполкома ВОЗ. «Я прежде всего хочу вас поблагодарить и Всемирную организацию здравоохранения, руководство ВОЗ за избрание Беларуси членом исполкома ВОЗ в текущем непростом политизированном 2021 году. Это говорит об определенной независимости и смелости руководства ВОЗ», – отметил Лукашенко.
Признание проблемы с заболеваемостью, обещание заняться лично ее решением и даже, если понадобится, принять дополнительные меры чиновники и государственные СМИ расценили как разрешение и им высказываться на эту тему. В субботу совещание о противодействии распространению COVID-19 в регионах провела ближайшая соратница Лукашенко, ныне занимающая пост главы верхней палаты парламента, Наталья Кочанова. Представители Минздрава, больниц и медуниверситетов обсуждали с чиновницей наличие мест в больницах и кислорода, обеспечение лекарственными препаратами и соблюдение санэпидрежима. На всякий случай Кочанова периодически уточняла, что «все это под контролем, и проблем здесь нет».
На главном государственном канале в вечернем субботнем эфире прошла целая полуторачасовая программа, посвященная ситуации с COVID-19. Впервые на тему, которую человечество обсуждает постоянно уже полтора года, высказались министр здравоохранения Дмитрий Пиневич, руководители медучреждений и медицинских университетов. На сайте государственного информационного агентства Белта также появились комментарии и медиков, и представителей власти, и общественности, призывающие носить маски и прививаться. Министр рассказал, что болезнь в эту волну проходит тяжелее, что не обходит стороной молодых. Впервые в эфире государственного телевидения чиновники сами были в масках. В стране с 9 октября ввели масочный режим и даже начали проверять его соблюдение.
Минздрав Белоруссии позволил себе в своих отчетах преодолеть психологический барьер в 2000 заболевших в сутки и максимум 10 умерших. В частности, в субботу ведомство сообщило, что за минувшие сутки заболело 2068 человек и 17 скончались. Кроме того, в министерстве рассекретили данные о количестве больничных коек, выделенных под лечение COVID-19. Из них следует, что в Минске более половины всего коечного фонда занято ковидными больными, в регионах – треть. Также чиновники сообщили, что предприятия, поставляющие в медучреждения кислород, работают со 100-процентной загрузкой. Даже согласно официальной статистике, количество больных выросло в полтора раза за последние три недели. Впрочем, ей белорусы не верят еще с первой волны.
Согласно неофициальным источникам, ситуация выглядит гораздо хуже. На прошлой неделе в СМИ попали данные по заболевшим в Минске. Из них следует, что количество заболевших за сутки только в столице превышает те цифры, которые Минздрав озвучивает как ситуацию по стране в целом. Например, согласно неофициальным данным, 7 и 8 октября в Минске было более 3 тыс. новых заболевших, тогда как Минздрав в эти дни отчитывался о менее чем 2 тыс. случаев по всей стране. Медики на условиях анонимности рассказывают, что больницы переполнены, а врачи перегружены, что в только в одном минском стационаре, отведенном под лечение больных коронавирусной инфекцией, умирает по 10–15 человек в сутки, тогда как по официальным данным в целом по стране умирает меньше. По данным Минздрава, за все время эпидемии в Белоруссии «умерли 4402 пациента с выявленной коронавирусной инфекцией. По неофициальным данным, цифра как минимум в пять раз больше.
Врачи на условиях анонимности рассказывают, что больных так много, что уже приходится принимать решение, кого спасать, что из-за перепрофилирования онкологических отделений под лечение коронавирусных больных прекращены плановые операции больных раком и что система здравоохранения вот-вот перестанет справляться. Возможно, с этим связана готовность признать наличие проблемы.
Манипуляции с данными по заболеваемости COVID-19 связаны с тем, что Александр Лукашенко изначально вообще отрицал наличие коронавируса и его опасность. На первых порах Минздрав ежедневно отчитывался о ситуации, чиновники давали пресс-конференции и проводили брифинги, отвечали на вопросы журналистов, однако отрицание проблемы на самом высоком уровне вынудило занять такую же позицию и чиновников. Заявления Лукашенко о том, что он не видит вирусов, а значит, их нет, что лечить COVID-19 нужно водкой, походами в баню и работой на тракторе, стали мемами.
Белорусия не объявляла локдауна, школы и университеты не переходили на удаленное обучение, в стране не отменялись массовые мероприятия. Более того, власти демонстративно собирали полные залы в 2 тыс. и более мест для своих мероприятий, где не было ни одного человека в медицинской маске. Появиться в маске в среде белорусского чиновничества считалось проявлением слабости и нелояльности. Известен случай, когда глава администрации президента Игорь Сергиенко, будучи больным, пришел на совещание и пытался достать из кармана маску и надеть ее, но под осуждающими взглядами так и не решился это сделать.
Политический кризис, репрессии и пытки снизили внимание к проблеме заболеваемости коронавирусом как со стороны власти, так и населения. Согласно данным Минздрава, привились в Белоруссии лишь 20% населения. Причину такого низкого уровня вакцинации эксперты видят не только в общем отрицании проблемы COVID-19 на уровне государства, но и в недоверии к вакцинам в целом и к тем вакцинам, которые доступны белорусам (российская Гам-КОВИД-Вак, китайская Vero Cell и Гам-КОВИД-Вак белорусского производства). Согласно неофициальным опросам в Telegram-каналах, около 30% тех, кто не вакцинирован, ждут возможности привиться признанными в Европе вакцинами. Особенное недоверие белорусы испытывают к вакцине, изготовленной в Беларуси, что связано с общим недоверием к власти.
Ближайшая неделя покажет, какие новые меры готовы принять власти Белоруссии для сокращения масштабов заболеваемости. Конечно, речь не идет о том, что они признают свою ошибку. Из заявлений чиновников и государственных пропагандистов следует, что изменение отношения в проблеме они намерены связать с появлением нового, более коварного штамма «дельта».
Минск
комментарии(0)