Александр Лукашенко поручил судьбу Белоруссии силовикам. Фото Reuters
Список белорусских политзаключенных пополняют те, кто стал фигурантом уголовного дела из-за комментариев перестрелки в Минске, в результате которой погиб сотрудник КГБ. Власти предупреждают, что не намерены останавливаться в поиске всех, кто «неправильно высказался на эту тему». Эксперты говорят о культе силовиков в Белоруссии, который все больше становится похожим на военную хунту.
В среду Следственный комитет (СК) Белоруссии отчитался о 136 задержанных по уголовному делу о разжигании социальной розни и оскорблении представителя власти при исполнении им служебных обязанностей. А уже в четверг министр внутренних дел Иван Кубраков сообщил, что задержанных за комментарии в соцсетях – 200. Впрочем, СК предупреждал, что «правоохранительными органами продолжается работа по установлению подобного рода преступлений и выявлению лиц к ним причастных». «Большинство граждан выражали свои соболезнования и сопереживали вместе с семьей и сослуживцами погибшего. Однако нашлись и те, для кого беда стала поводом для «хайпа», – говорится в сообщении СК по этому поводу.
Масштабы репрессий в Белоруссии таковы, что правозащитникам, лишенным легального статуса, известны не все случаи арестов и не все фамилии пострадавших граждан. В частности, из 200, о которых отчитались силовики, правозащитникам известны лишь 73 человека.
Правозащитные организации Белоруссии выступили с заявлением о недопустимости уголовного преследования за высказывание мнения. «В соответствии с Йоханнесбургскими принципами (принципы 15 и 16) мирное осуществление свободы высказывания мнений не должно рассматриваться как угроза национальной безопасности или подвергаться ограничениям и наказаниям… никто не может быть наказан за критику или оскорбление нации, государства или его символов, правительства, государственных ведомств или общественных и политических деятелей… если только эта критика или оскорбление не направлены на подстрекательство к насильственным действиям или могут привести к таким действиям», – говорится в заявлении. Поскольку в действиях задержанных такого состава не было, правозащитники признали их политическими заключенными. В результате общее количество политзаключенных в Белоруссии достигло 801.
В четверг СК Белоруссии сообщил еще об одном уголовном деле о разжигании социальной или иной розни (максимальное наказание – 12 лет лишения свободы). Согласно информации СК, его фигурантами являются «должностные лица и работники «ТУТ БАЙ МЕДИА». Однако более детальной информации, о чем идет речь, предоставлено не было. Напомним, что под арестом с 18 мая находятся 11 сотрудников «ТУТ БАЙ МЕДИА». Еще четверым обвиняемым мера пресечения изменена на более мягкую. Их всех обвиняют в неуплате налогов, несмотря на то что среди них есть журналисты, которые не имели никакого отношения к финансовым вопросам. В связи с этим местное журналистское сообщество предположило, что информация СК касается уже арестованных представителей компании, а точнее, журналистов, которым не смогли вменить неуплату налогов.
В то же время есть предположение, что речь может идти и о новом уголовном деле, которое также касается освещения событий, связанных с гибелью сотрудника ГКБ. Впрочем, формально портал TUT.BY не работает с 18 мая. Группа сотрудников компании, оставшихся на свободе, делает другой информационный ресурс – Zerkalo.io. Возможно, новое уголовное дело касается их, рассуждают авторы Zerkalo.io. «Можно предположить, что нынешнее заявление СК – это лишь очередное дело о «разжигании розни» в ряду десятков других, возбужденных после перестрелки на Якубовского, и речь идет о материалах, публиковавшихся на портале Zerkalo.io. Однако в таком случае «ТУТ БАЙ МЕДИА» не имеет к этим публикациям никакого отношения. Наш проект никак не связан с TUT.BY, за исключением того, что в команде трудится ряд бывших сотрудников этого портала. Да и в наших материалах не было ничего, что можно расценить как разжигание розни», – говорится в материале, размещенном на портале. «Собственно, не было этого, по мнению юристов, и в материале «КП», – добавляют авторы публикации (напомним, что журналист «КП в Белоруссии» находится под арестом, а само издание прекратило работу в Белоруссии из-за публикации о перестрелке со смертельным исходом). Они полагают, что новые уголовные дела являются местью за то, что бывшие сотрудники «ТУТ БАЙ МЕДИА» создали новый информационный ресурс и он уже набирает популярность, как ранее TUT.BY.
Эксперты, помимо очевидной причины такого рода преследований – наказать всех недовольных и полностью зачистить СМИ, говорят о возникновении в стране культа силовиков. Об этом, в частности, пишет в своем Telegram-канале политолог Валерий Карбалевич. «Жестокие репрессии за комментарии в социальных сетях о двух жертвах в результате перестрелки – это не только попытки уничтожить всякое инакомыслие. Главное в том, что власти пытаются создать культ силовых структур. Для них существует презумпция невиновности, безошибочности. Им прощается все. Это особая каста неприкосновенных. Фактически они действуют вне закона. И если сотрудник КГБ погиб в борьбе с политическими оппонентами, то он априори герой, – рассуждает эксперт. – Статус жертвы политической борьбы существенно выше, чем жертвы борьбы с преступностью».
В такой логике белорусских властей все потерпевшие от рук силовиков – априори преступники. Соответственно, любые позитивные высказывания в адрес того, кто лишил жизни сотрудника силовых структур, – повод для уголовного преследования, констатирует Валерий Карбалевич.
О зависимости Лукашенко от силовиков уже ранее говорили эксперты. Ставка на силовиков делается не только в военной сфере и в сфере безопасности, но и на абсолютно гражданских позициях. Причем началось это еще до выборов, когда на смену экономисту Сергею Румасу возглавлять правительство был назначен выходец из силовых структур Роман Головченко. Люди в погонах назначены помощниками Лукашенко по областям, они едут послами в зарубежные страны, а пресс-секретарь МВД Ольга Чемоданова ушла заниматься идеологией в Минскую городскую администрацию. На недавнем совещании по кадровому вопросу Александр Лукашенко распорядился активнее привлекать отставных генералов к управленческой деятельности.
Эксперты в этом видят несколько угроз. Во-первых, социально-экономическую деградацию, поскольку быть хорошим управленцем – не значит «исправно щелкать каблуками». Во-вторых, Белоруссия постепенно скатывается к военной хунте. В частности, такое определение белорусскому режиму дает один из оппонентов Лукашенко, экс-дипломат и бывший министр Павел Латушко. Ну и наконец, некоторые аналитики высказывают мнение, что в определенный момент штыки, на которых держится Лукашенко, могут быть повернуты против него.
Если строго подходить к определениям, то военная хунта – это власть, захваченная в ходе военного переворота, прокомментировал ситуацию «НГ» Валерий Карбалевич. «Придя к власти, она отменяет все действующие законы, разрушает все гражданские институты, и вместо них начинают править военные, в том числе во главе государства тоже стоит военный, – назвал эксперт признаки военной хунты. – В Беларуси этого нет, в Беларуси действуют все гражданские институты, формально их никто не отменял, во главе регионов стоят не военные люди, поэтому, видимо, говорить о военной хунте еще рано».
Минск
комментарии(0)