0
1518
Газета СНГ Интернет-версия

30.09.2021 19:54:00

Куда движется Центральная Азия

В Ташкенте знают ответ на самый актуальный вопрос времени

Тэги: мирзиев, узбекистан, центральная азия, политика, экономика, туризм, рынок, бизнес


мирзиёев, узбекистан, центральная азия, политика, экономика, туризм, рынок, бизнес Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на третьей Консультативной встрече глав государств Центральной Азии 7 августа 2021. Фото с сайта president.uz

К 30-летию своей независимости Узбекистан, как и остальные государства Центральной Азии, подошел в достаточно сложной, неоднозначной международной обстановке в регионе. И в свете этого обстоятельства особенно актуальной выглядит последовательная и целенаправленная политика Ташкента по укреплению региональной стабильности и многостороннего сотрудничества, нацеленного на как укрепление политического доверия между странами-соседями, так и повышения уровня, улучшение качества жизни людей. Ведь именно это и является залогом прочного, основанного на понимании взаимных интересов добрососедства. 

Изменения, которые происходили и происходят в Центральной Азии, в очень значительной степени осуществляются благодаря новой региональной политики, проводимой президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым. А точнее его усилиям, логике действий и уравновешенному характеру проводимых реформ в сфере региональной безопасности и стабильности удалось уже достичь весьма существенных подвижек. Главное - удалось переломить негативные тенденции, показать реальную перспективу взаимодействия, основанного на учете интересов всех игроков. И нет сомнений, что такая политика будет продолжена и станет приносить новые плоды на благо стран и народов Центральной Азии.

А сделано за последние годы действительно немало. Перечисление заняло бы очень много места, но как не сказать, что были открыты границы между соседними государствами, с Таджикистаном и Киргизией закрыт спорный вопрос водопользования, проведена делимитации и демаркации границ. Люди стали намного свободнее передвигаться, намного меньше теперь барьеров и для передвижения товаров, услуг. Конечно, еще слишком рано говорить о возникновении своего рода регионального «общего рынка», но нет сомнений, что в среднесрочной перспективе такой вопрос вполне может актуализироваться. Тем более что параллельно торгово-экономическому расширяется и культурно-гуманитарное сотрудничество.

В свете этого очень точной выглядит формулировка узбекского лидера, который как-то сказал, что в регионе появился и стал все более ощущаться «центральноазиатский дух». Это принципы открытости, добрососедства, взаимоуважениях, учета взаимных интересов.

Одним из важных конкретных показателей стремления к позитивным переменам стали, в числе многого прочего, Консультативные встречи глав государств Центральной Азии. Этот диалог на высшем уровне имеет большое практическое значение. И в первую очередь благодаря тому, что здесь вырабатываются консолидированные подходы и общее видение глав государств в отношении перспектив укрепления регионального сотрудничества.

Если первый саммит был, что называется ознакомительным, то уже второй – состоявшийся в ноябре 2019 года – практический. По итогам встречи было принято совместное заявление, которое расценивается как своеобразная программа развития региона. В ней содержатся консолидированные подходы и общее видение глав государств в отношении перспектив укрепления регионального сотрудничества.

Центральная Азия уже рассматривается с позиции единого, динамично развивающегося региона с емким рынком. На это указывают цифры. Объем внутрирегиональной торговли по итогам 2019 года вырос в 2,5 раза и достиг 5,2 млрд долларов. В сложнейший пандемийный год этот показатель удалось удержать. В то же время общий объем внешней торговли региона в 2016-2019 годы вырос на 56%, достигнув 168,2 млрд долл. За указанный период приток ПИИ в регион вырос на 40%, составив 37,6 миллиардов долларов. В результате доля инвестиций в Центральной Азии от общего объема в мире увеличилась с 1,6% до 2,5%.

Параллельно с этим раскрывается туристический потенциал региона. Количество путешествующих по странам Центральной Азии за 2016-2019 годы выросло почти в 2 раза – с 9,5 до 18,4 млн. человек.

Как следствие, улучшаются общие макроэкономические показатели региона. В частности, совокупный ВВП стран региона вырос с 253 миллиардов долларов в 2016 году до 302,8 миллиардов долларов в 2019 году. В условиях пандемии этот показатель по итогам 2020 года снизился всего на 2,5%, составив 295,1 млрд. долларов.

Все эти факторы в совокупности показывают, что новые прагматичные подходы Узбекистана во внешней политике привели к созданию благоприятных условий для совместного продвижения центральноазиатскими государствами крупных экономических проектов трансрегионального характера, выведения на новый уровень своих отношений с близлежащими регионами и активного вовлечения региона в дело формирования структур многосторонней координации и кооперации.

На третьей Консультативной встрече, которая состоялась в начале августа в 2021 году лидер стран региона договорились разработать Дорожную карту по развитию регионального сотрудничества на 2022-2024 год. Документ будет подписан на следующем центрально-азиатском саммите. Также готовится к подписанию Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке. Все это указывает на то, что взят серьезный курс на создание новой, более прочной конструкции региональной интеграции. А прагматичная идеология, заложенная президентом Мирзиёевым в реализацию международной политики, дает совершенно зримые положительные результаты.

Разумеется, очень внимательно следит Ташкент за переменами, которые происходят в соседнем Афганистане после поспешного ухода оттуда западного воинского контингента. Ташкент этой связи стоит на той позиции, что движение «Талибан» является в данный момент неотъемлемой частью внутриафганского политического процесса. Именно с пониманием данного непреложного обстоятельства узбекистанская сторона намерена вести свою политику в отношении Кабула. А политика эта ясна и понятна: не допустить полной изоляции Афганистана, что выгодно лишь наиболее радикальным силам, не оставлять эту страну наедине с комплексом  сложнейших проблем.

Об этом глава Узбекистана говорил и в Нью-Йорке в ходе выступления на 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Шавкат Миризёев также подчеркнул, что роль ООН в афганском вопросе должна усилиться: «Убежден, что в афганском вопросе роль Организации Объединенных Наций должна усилиться и ее голос должен звучать громче, чем когда-либо.

Со своей стороны Узбекистан возобновил торгово-экономическое сотрудничество с Кабулом, отправив бедствующему народу Афганистана гуманитарную помощь и начал поставки нефтепродуктов, электроэнергии и продовольствия.

Конечно, есть тут и свой интерес: Афганистан для Узбекистана – это перспективные проекты, над которыми Ташкент работал последние годы, например, проект железной дороги «Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар – Карачи» с выходом на Индию, а также - ворота в Южную Азию. Об этом говорилось на международной конференции «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности», которая состоялась в Ташкенте 15-16 июля. Интерес Узбекистана к Южной Азии во много нужно искать в логике проводимых в последние годы реформ, которые в значительной степени экономизируют внешнюю политику страны.

О том, насколько тесно взаимосвязаны в стране внутренняя и внешняя политика, свидетельствуют многие высказывания президента Мирзиёева по этой теме. В частности, в одном из своих недавних интервью ведущей газете страны глава государства напрямую увязал взятый властью курс на построение «Нового Узбекистана» с развитием в соответствии с общепризнанными нормами в области демократии, прав и свобод человека, опирающееся на принципы дружбы и сотрудничества с международным сообществом. А такой подход, разумеется, требует многопланового обновления во всех сферах жизнедеятельности страны, включая и сферу дипломатии.

Результатом реформ, если говорить о внешнеполитическом аспекте, должно стать продвижение богатого духовного и интеллектуального потенциала страны на международной арене, укрепление позитивного имиджа и расширение культурного влияния Узбекистана в мире.

Отсюда понятно требование главы государства разработать и последовательно приступить к реализации обновленной концепции внешнеполитической стратегии страны. Была подчеркнута необходимость проведения не просто проактивной, но одновременно с этим - открытой и конструктивной внешней политики. И это объяснимо: страна переживает период динамичной трансформации, находится на важном и ответственном этапе формирования демократического правового государства с развитой рыночной экономикой. Поэтому обновленные подходы к внешнеэкономической деятельности призваны формировать благоприятную внешнюю среду - в первую очередь, в Центральной Азии, во взаимоотношениях с непосредственными соседями - для устойчивого внутреннего развития с одной стороны, и активного продвижения интересов страны за рубежом - с другой.

И тут уместно подчеркнуть, что проводимая Ташкентом внешняя политика, открытый диалог с внешним миром, особенно в отношении стран региона Центральнной Азии, может рассматриваться как образец, которым совсем не грех было бы воспользоваться и иным государствам, развитие которых, к сожалению, тормозится и отстает именно в силу нерешенности ряда проблем в отношениях с соседями. Тут ведь надо помнить, что именно соседние страны всегда являются наиболее естественными, так сказать, историей и географией «продиктованными»  партнерами для плодотворного сотрудничества. И именно ровные, добрые, взаимовыгодные отношения с соседями, участие в международных транспортного-энергетических проектах являются важным залогом укрепления национальной и региональной стабильности и безопасности, драйвером социально-экономического прогресса. Благодаря подходам президента Мирзиёева понимание этого непреложного обстоятельства стало доминантой как в практике дипломатической деятельности, так и при выработке многих конкретных шагов на международной и не в последнюю очередь - на региональной арене. 

Да и может ли быть иначе в государстве с опытным руководителем, который прекрасно понимает и адекватно оценивает трансграничный характер большинства современных вызовов и угроз!

Поэтому не стоит удивляться, что Ташкент проявляет активность в формировании не только региональной, но и глобальной повестки, выстраивании коллективных механизмов противодействия вызовам и угрозам, непосредственно влияющим на безопасность, процветание и устойчивое развитие международного сообщества. Об этом, в частности, свидетельствует активное и плодотворное участие Узбекистана в работе целого ряда важных политических, экономических и гуманитарных международных структур, ряде авторитетных международных площадках, таких как ООН, Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), «Тюркский совет», Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС), ОБСЕ и др. Поэтому вполне естественно, что Узбекистан рассматривается на международной арене как стабильный и предсказуемый партнер. А это дорогого стоит. 

В последнее время в мире актуализировался вопрос: куда, по какому пути движется проблемный центральноазиатский регион. Кажется, в Ташкенте знают ответ. Ответ позитивный и оптимистичный.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Иван Родин

Спикер Госдумы Володин настраивает партии на безусловную консолидацию перед внешними угрозами

0
694
Лукашенко велел ценам не скакать

Лукашенко велел ценам не скакать

Дмитрий Тараторин

Глава Белоруссии сделал важные кадровые назначения и рассказал, как бороться с "размазней"

0
826
Идет война гибридная

Идет война гибридная

Сергей Казеннов

Владимир Кумачев

Организаторы и бенефициары конфликтов нового типа забывают, что реакции на их политику могут быть ассиметричными

0
776
Американская стратегия Си Цзиньпина

Американская стратегия Си Цзиньпина

Юрий Тавровский

Второе правление Трампа как очередной этап эстафеты сдерживания Китая

0
1005

Другие новости