Знаменитый МАЗ пока остается белорусским. Фото Reuters
Александр Лукашенко заявляет, что диалог с Западом возможен только после снятия санкций, а на Западе ждут освобождения политзаключенных и прекращения репрессий. В этой ситуации внешняя политика Белоруссии сосредоточена на российском направлении. Сузившееся поле для маневров не заставит официальный Минск отказаться от идеи «заболтать» интеграцию, считают эксперты.
«Пока не будут сняты эти безмозглые санкции и унижение наших патриотичных людей, с ними разговаривать никто не будет, на колени мы не станем», – заявил Александр Лукашенко в воскресенье, общаясь с журналистами на Обуз-Лесновском (Брестская область) полигоне во время посещения одного из совместных учений вооруженных сил Белоруссии и России «Запад-2021».
Из сказанного следовало, что Лукашенко считает свою позицию сильной, поэтому «мяч на стороне западных партнеров». В частности, речь идет о ситуации с мигрантами на границе с ЕС. «Хотите жить безопасно – приезжайте. Определим место, будем встречаться, обсуждать эти вопросы», – обратился он к европейским чиновникам. Общаться надо напрямую, а не через Россию, заявил он. По информации Лукашенко, надавить на официальный Минск «для решения различных вопросов» президента России Владимира Путина просил председатель Европейского совета Шарль Мишель. «Мерзавцы мелкотравчатые, мелочные», – охарактеризовал Лукашенко европейских чиновников.
Пока Запад раздумывает над дальнейшей стратегией в отношении Минска, Лукашенко традиционно пугает его уходом в Россию. Уйдет или нет, вопрос остается открытым, полагают эксперты. Напомним, что на прошлой неделе союзники объявили о прорыве в интеграционном строительстве, полном консенсусе, развязывании всех ранее спорных вопросов к взаимному удовлетворению, что выражается в одобрении и готовности к подписанию всех 28 программ интеграции.
Как заявлял по итогам переговоров с Путиным Лукашенко, в результате реализации программ субъекты хозяйствования двух стран получат «те самые равные условия, о необходимости которых различные представители Беларуси говорили на протяжении многих лет». «В союзных программах четко прописаны механизмы развития единого экономического пространства, формирование объединенных отраслевых рынков, реализация гармонизированной финансовой, налоговой, кредитной, ценовой, торговой политики… Решение проблемы поставок в Беларусь энергоносителей, рост объема транспортных услуг, финансирование новых инвестиционных проектов, выход на единые принципы реализации аграрной, промышленной политики, повышение уровня взаимных социальных гарантий для граждан наших стран», – перечислял Лукашенко плюсы подписания интеграционных документов.
Принятие программ никак не связано с текущим политическим моментом – парламентскими выборами в России и политическим кризисом в Белоруссии, подчеркивают чиновники и пропагандисты. «Предметная работа над «дорожными картами»... началась три года с лишним тому назад... Полтора года назад они стали программами, которые содержат конкретный план мероприятий», – утверждал Александр Лукашенко. Их содержание – «это не секрет», уверял он и обещал, что они будут опубликованы.
В то же время пока этот «не секрет» так и не раскрыт. Белорусская сторона не потрудилась сообщить о содержании исторических документов, российская – перечислила все 28 программ и коротко изложила их основное содержание. Текста документов, которые позволили бы экспертам и общественности проанализировать и сделать собственные выводы, так и не последовало. Это первый повод для недоверия ко всем официальным заявлениям, отмечают эксперты. «Опираться на эти тезисы как на полное содержание – не стоит. Следует дождаться их опубликования», – пишет по этому поводу эксперт Егор Лебедок. Все события последних дней вокруг принятия программ он считает информационным шумом. «Сначала одобрили (подписали) все, создали напряжение, а для нивелирования напряженности запустили набор общих тезисов, чтобы расслабились и убаюкались люди», – пишет эксперт в своем аккаунте в социальной сети.
Аналитики обращают внимание на отсылочный характер тезисов программы. «Окружение Лукашенко максимально возможное количество вещей подвесило на тезис «стороны договорились договариваться». Учитывая то, сколько уже было договоренностей в рамках Союзного государства и сколько таких программ уже было, белорусская сторона рассчитывает, что если что-то пойдет не так, то можно будет заболтать», – считает, в частности, политический аналитик Игорь Тышкевич. Эксперт затрудняется ответить на вопрос, будет ли эта попытка успешной, а также называет всю эту историю с подписанием интеграционных программ «предвыборным подарком Путину». «Большая их часть не содержит конкретных дат, поэтому по состоянию на сегодняшний день, когда надо было что-то подписать или что-то сказать и как можно меньше поделиться реальными рычагами, в Минске решили пойти по пути «пообещаем, а потом заболтаем», – считает эксперт.
По мнению Игоря Тышкевича, который прошелся по всем программам в своем Youtube-канале, все же некоторые из них содержат конкретные риски для Белоруссии. В частности, единый рынок газа – это не только плюсы с точки зрения цены, о которых говорят чиновники и госпропаганда. «Единый рынок газа означает реализацию давних желаний «Газпрома» о доступе к белорусским газораспределительным сетям, – утверждает Игорь Тышкевич. – Здесь РФ реально получает свое, потому что до этого «Газпром» владел магистральными газопроводами, но все, что касалось передачи потребителям, как промышленным, так и сбытовым, это все-таки находилось в собственности белорусского государства». «В условиях открытого рынка и демонополизации… Беларусь будет завязана на российских продавцов и соответственно на российские сети, точнее, белорусские сети могут стать российскими. Под маркой создания совместных предприятий РФ может и, вероятнее всего, будет восстанавливать существование наднациональных органов. Это реальная угроза поглощения части белорусских активов российскими», – прокомментировал аналитик планы по формированию единой политики производства и продаж.
«Москва практически полностью закрыла военно-стратегическое и финансово-экономическое направление интеграционного удушения Беларуси. Вероятно, что с 2022 года начнется процесс конструирования политической надстройки «Союзного государства», – делает вывод политолог Павел Усов.
Минск
комментарии(0)