Эмомали Рахмон на военном параде говорил об угрозах из Афганистана. Фото со страницы президента Таджикистана в Flickr |
Особенно дискомфортно президенту Таджикистана Эмомали Рахмону. 9 сентября Таджикистан отметит 30 лет со дня независимости. Впрочем, торжества идут уже третий день. Накануне в Душанбе состоялся военный парад, предваряя который Рахмон заявил, что «обстановка в Афганистане напрямую влияет на ситуацию в странах Центральной Азии, ибо безопасность в нашем регионе в первую очередь зависит от ситуации в этой соседней стране».
8 сентября состоялось торжественное собрание, на котором глава государства отметил, что в Афганистане должно быть создано правительство национального примирения с учетом интересов всех наций и народов, проживающих в этой стране. Напомним, что движение «Талибан» накануне объявило состав нового правительства, состоящего исключительно из своих. «Мировое сообщество, в том числе заинтересованные страны, не имеют морального права оставлять афганский народ наедине с возникшими проблемами… Я удивлен тем, что все международные институты по правам человека сохраняют молчание и не проявляют никаких инициатив по поддержке прав афганского народа», – подчеркнул Эмомали Рахмон.
В противовес Душанбе Ташкент приветствовал создание временного правительства в Афганистане, сообщил МИД Узбекистана. «Надеемся, что данное решение станет началом достижения широкого национального согласия, установления устойчивого мира и стабильности в этой стране. Выражаем готовность к развитию конструктивного диалога и практического взаимодействия с новыми государственными органами Афганистана», – говорится в сообщении ведомства.
«Подход Узбекистана не является в данной обстановке более продуктивным, чем осторожный подход Таджикистана. В 90-е годы у Ташкента тоже были хорошие отношения с талибами, но это не предотвратило прорыва подконтрольных им боевиков Джумы Намангани. Талибы абсолютно недоговороспособны. Они не были договороспособными и в 90-е годы, и сейчас», – сказал «НГ» таджикский политолог Парвиз Муллоджанов. По его словам, позиция Таджикистана обусловлена именно недоверием к талибам. «Под контролем «Талибана» действует более 30 джихадистских организаций, поэтому талибы представляют угрозу для всего региона. В самом регионе есть сословие, которое им сочувствует, – это салафиты. Они действуют в подполье и полностью поддерживают идеи «Талибана». В светском обществе отношение к талибам отрицательное. Особенно это относится к Таджикистану, где главную роль играет этнический фактор: талибы – это пуштуны. Тем не менее в социальных сетях идеи «Талибана» некоторые блогеры пытаются популяризировать», – отметил эксперт.
«Основная угроза режимам стран Центральной Азии – провал в экономике и социальной сфере. Политическая и социальная стабильность в странах региона окажется под угрозой и тогда для джихадистского и салафитского подполья появится возможность для дестабилизации обстановки вмешательства в политику, даже для попытки взять власть. Как только начнутся беспорядки, сразу же последуют попытки прорыва границ», – отметил Парвиз Муллоджанов.
Эксперт по международным вопросам Григорий Трофимчук считает, что на фоне афганских событий определенные круги в США рассматривают сценарии воздействия на Центральную Азию. «Первым из таких вариантов, как мы помним, рассматривались военные базы в одной или нескольких странах региона. Потом параллельно возникла мысль о насыщении их афганскими беженцами и массово едущими на обучение пакистанцами, не говоря уже о нависшей над ЦА угрозе активации радикального религиозного подполья. В любом случае страны региона и Россия должны иметь ответ на вопрос: талибы самостоятельные или за ними все-таки стоят США и Пакистан», – сказал «НГ» Григорий Трофимчук. Кстати, именно пакистанцы в большом количестве появились в Киргизии и Узбекистане, что сразу же отметили местные жители. По словам Трофимчука, в такой обстановке нельзя исключать и еще одной меры по продвижению в ключевой регион российских и китайских интересов: уже не цветной революции, а полновесного государственного переворота. «Внутренняя общественно-политическая ситуация практически во всех странах региона сама по себе вызывает тревогу. Наиболее сложная ситуация в Казахстане. Узбекистан, похоже, выбрал особый путь: реагирования на предложения талибов, стремясь не раздражать их на старте», – считает эксперт.
У Таджикистана, по его мнению, примечательная позиция: президент Рахмон сразу же однозначно заявил, что не поддержит афганское правительство, составленное не на коалиционной основе. «И вот мы сейчас видим правительство эмирата, составленное чуть ли не сплошь из террористов, где чуть ли не под каждой фамилией министра придется ставить сноску «запрещен в РФ», – отметил Григорий Трофимчук.
По его словам, талибы уже практически очистили все подходы к Таджикистану на своей территории, подавив сопротивление Ахмада Масуда-младшего. «Талибан», возможно, и не покушается пока на соседние территории, но обязательно наказывает тех, кто проводит политику, идущую поперек его интересов, а Таджикистан в этом списке первый. «При этом у Рахмона до сих пор слишком много врагов, которые ждут своего часа за пределами республики, и они приложат все силы для сведения с ними счетов», – сказал Григорий Трофимчук.
Эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев считает, что заявление Рахмона скорее всего согласовано с Москвой. «Об этом говорит позиция Рахмона, притом что все остальные страны Центральной Азии готовы контактировать и работать с правительством талибов. Антиталибский канал Таджикистана может быть полезен в перспективе. В срезе внутренней ситуации – это просто золотая жила: когда большая часть населения озабочена солидарностью с афганскими таджиками, это отвлекает от внутренних проблем Таджикистана. Прежде всего от тяжелой социально-экономической ситуации в стране», – отметил «НГ» Князев.
комментарии(0)