Алексей Данилов обвинил лидеров оппозиции в поставках нефтепродуктов сепаратистам. Фото со страницы СНБО Украины в Facebook
Команда Владимира Зеленского собирается изменить порядок определения террористических организаций в Украине. Соответствующий законопроект разработан кабинетом министров и уже зарегистрирован в Верховной раде. Если депутаты проголосуют, будет упрощен механизм ликвидации некоторых политических партий, общественных организаций, СМИ.
До сих пор в Украине действовал закон «О борьбе с терроризмом». Он определял, что организация в составе трех и более лиц, ответственная за совершение теракта, может быть признана террористической организацией по решению суда. Она должна быть ликвидирована, а ее имущество конфисковано. С 2014 года не раз звучали громкие обвинения в причастности к террористической деятельности или связях с террористами. Например, экс-депутата Надежду Савченко отправили весной 2018 года под арест по обвинениям в подготовке терактов в центре Киева с целью дальнейшего захвата государственной власти. Проведя более года в СИЗО, Савченко вышла на свободу и принимает участие в телеэфирах, а громкое дело постепенно забылось.
Уже в период президентства Зеленского политические заявления о связях с террористическими организациями звучали в адрес одного из лидеров партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» Виктора Медведчука и члена этой партии Тараса Козака. В феврале с.г., когда Совет нацбезопасности и обороны (СНБО) ввел санкции в отношении двух политиков и их жен, секретарь СНБО Алексей Данилов в эфире политического ток-шоу заявил: «…в 14 километрах от нашей границы, на территории Российской Федерации, находится один из нефтеперерабатывающих заводов, которым владеют Медведчук вместе со своей супругой и Козак, также вместе со своей супругой. И поставки нефтепродуктов осуществляются на территорию террористов (территорию, подконтрольную ДНР/ЛНР. – «НГ»), которые убивают наших бойцов». Он сказал, что следствие располагает доказательствами, «что это террористическая группировка, которая сознательно финансирует и помогает боевикам». Но в тексте официального подозрения, на основании которого Медведчук весной был отправлен под домашний арест, сказано о госизмене, а не о терроризме или связях с террористами.
Сейчас авторы нового законопроекта отмечают, что в законодательстве Украины не определено, при каких условиях организация признается террористической. И предлагают механизм: если член некой организации решением суда будет признан виновным по статьям Уголовного кодекса о террористической деятельности, то вся организация признается террористической. При этом не обязательно, чтобы речь шла об официально зарегистрированной структуре. В законопроекте указано, что под действие закона подпадает «стойкое иерархическое объединение нескольких лиц (пять и более), которое создано с целью осуществления террористической деятельности; в котором распределены функции, установлены определенные правила поведения, обязательные для этих лиц при подготовке и осуществлении терактов. Организация признается террористической, если хотя бы одно лицо, которое является членом или имеет какую-либо связь с этой организацией, осуществляет террористическую деятельность, при условии, что эта деятельность охвачена умыслом хотя бы одного из организаторов, или руководителей, или конечного бенефициарного собственника».
Старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец обратил внимание, что ранее в суд могли обратиться органы прокуратуры, а согласно новой редакции закона – практически кто угодно. В комментарии «КП в Украине» он пояснил: «Если закон примут, любой гражданин, который считает, что такое-то издание пропагандирует терроризм, сможет подать иск в суд с требованием признать юридическое лицо террористической организацией». То же касается общественных организаций и политических партий, которые, например, требуют, что украинская власть вступила в переговоры с ДНР/ЛНР. С такими заявлениями ранее выступали лидеры «Оппозиционной платформы – За жизнь». Законодательные новшества позволят при повторении подобных призывов признать партию террористической организацией. Бывший руководитель Главного следственного управления СБУ генерал-майор юстиции Василий Вовк сказал тому же изданию, что новые нормы могут быть использованы в политической борьбе: «При желании любую партию можно сделать «террористической». К примеру, если в партии Шария (или другой партии либо организации. – «НГ») кто-то будет осужден за подготовку террористического акта или покушение на террористический акт, то на основании судебного решения эту политсилу можно будет запретить и конфисковать ее имущество».
Кроме ликвидации и конфискации имущества в законопроекте предусмотрено внесение сведений об организации, которая решением суда признана террористической, в специальную базу данных с открытым доступом. Перечень террористических организаций должна сформировать Служба безопасности Украины. Сказано, что на сайте СБУ должны быть обнародованы сведения о признании той или иной организации террористической, а также названия и перечень всех отделений, филиалов, представительств такой организации; информация об организаторах, руководителях, конечных собственниках – с именами, датами рождения, гражданством. Вывести организацию из списка можно только в случае отмены решения суда, признавшего ее террористической. Украинские политики пока молчат по поводу предлагаемых правительством новшеств. Законопроект был зарегистрирован в последние дни августа, а его текст обнародовали через несколько дней. Многие еще не ознакомились с документом. Однако его рассмотрение может спровоцировать противостояние в Верховной раде в начале политического сезона.
Киев
комментарии(0)