Владимир Макей: «Дальнейшее ужесточение санкций приведет к тому, что гражданское общество перестанет существовать». Фото Reuters
В Белоруссии в очередной раз обсуждается возможность помилования части политзаключенных. Главное условие – их раскаяние и обращение к Александру Лукашенко. По мнению экспертов, помешать ослаблению репрессий может новый пакет санкций, к обсуждению которого уже приступила Европа.
Информация о готовящемся помиловании исходит от Юрия Воскресенского. Бывший член инициативной группы экс-главы Белгазпромбанка Виктора Бабарико, отсидев в тюрьме два месяца, он раскаялся и перешел на сторону власти. Заняв помещение, где размещался штаб Виктора Бабарико, он взял на себя роль конструктивной оппозиции. Помимо этого он продвигает идею помилования раскаявшихся политзаключенных. Проявляется это в том, что Воскресенский рассылает им письма с предложением каяться и просить Александра Лукашенко о помиловании. Затем списки тех, кто согласился, он отправляет в силовые органы и самому Лукашенко. Первая такого рода амнистия обсуждалась накануне 3 июля, Дня независимости Белоруссии. Однако ее реализации помешали введенные санкции.
Напомним, что власти Белоруссии объявили, что чем сильнее будет санкционное давление, тем жестче будут репрессии в отношении гражданского общества. Любое дальнейшее ужесточение санций приведет к тому, что гражданское общество перестанет существовать, говорил глава МИД Белоруссии Владимир Макей.
Следующая ключевая дата, к которой может быть приурочена амнистия, – это 17 сентября. Власти утвердили ее как праздник – День народного единства. В пику Польше он приходится на день, когда советские войска вступили на территорию Западной Белоруссии, тогдашней Польши.
В первом так называемом списке Воскресенского было 100 фамилий. Как он рассказывал во время пресс-конференции Лукашенко 9 августа, речь идет о 93 «невероятных зомбированных» «задуренных гражданах», а теперь раскаявшихся, о шести менеджерах Белгазпромбанка, которые фактически пострадали за то, что их бывший шеф пожелал стать президентом, но юридически тоже раскаялись и компенсировали ущерб, а также активно сотрудничали со следствием. Также в списке бывший руководитель Могилевской филармонии, который, как сказал Воскресенский, нужен ему «для организации агитационных и информационных мероприятий». «Как только хоть один из помилованных вильнет в сторону, ты сядешь», – поставил Лукашенко условие Юрию Воскресенскому, и тот согласился.
Сейчас, в преддверии 17 сентября, в СМИ со ссылкой на Воскресенского появилась информация о формировании второй сотни претендентов на помилование. Список держится в секрете. На уровне слухов утверждается, что о помиловании Александра Лукашенко готов просить блогер Игорь Лосик. В частности, их распространяет сам Юрий Воскресенский. Однако никакого подтверждения этому факту родственники политзаключенного не дают. Более того, его жена Дарья сообщила, что Игорь Лосик написал письмо с просьбой о помощи папе Римскому. В нем он называет белорусские власти «страшными людьми», «которым уже все равно на судьбы других, на сотни разбитых горем семей». «Прошу заступиться за добро, за правду, за справедливость, за сотни и тысячи белорусов, которые потеряли надежду в таком же положении, как и я, а многие даже хуже», – пишет Лосик. У местной общественности есть веские основания сомневаться в том, что Игорь Лосик мог одновременно просить о помощи папу Римского и Александра Лукашенко. Также на уровне слухов в связи со списками на помилование упоминаются фамилии главы лишенного регистрации Союза поляков в Белоруссии Анжелики Борис, директора IT-компании Дмитрия Конопелько, футбольного фаната Томаза Пипия и парикмахера Андрея Саченко.
Параллельно с этим в четверг появилась информация о том, что ЕС готовит пятый пакет санкций в отношении белорусских властей. Ее распространил европейский корреспондент Радио «Свобода» Рикард Йозвяк. По мнению некоторых экспертов, новые санкции могут помешать провести помилование к 17 сентября и вообще хотя бы некоторому ослаблению репрессий. В частности, такую точку зрения продвигает политолог Евгений Прейгерман. «Главное на данный момент – отсутствие новых санкций. Это стало бы первым медленным и неамбициозным шагом в сторону налаживания диалога. Потому что если все же введут новые санкции, то белорусские власти будут отвечать, а отвечать они, как мы видим, могут в ограниченном режиме… основным направлением станет еще большее усиление репрессий внутри страны», – сказал он в интервью газете «Солидарность». «Сейчас опять говорят об амнистии в сентябре. Если за этот период санкций не будет, то, наверное, в каком-то виде это произойдет. Понятное дело, что речь не идет о восстановлении нормального диалогового процесса, но по крайней мере отсутствие новых санкций поможет остановить эту спираль», – считает Прейгерман.
Впрочем, большинство экспертов не считают, что санкции неэффективны, особенно в долгосрочной перспективе. «Если бы санкций не вводилось вообще, то какой для власти смысл был бы тогда освобождать политзаключенных – кому это надо? Политзаключенных освобождают и пытаются начать торг именно для того, чтобы добиться какого-то ослабления или невведения новых санкций», – считает, в частности, политический аналитик Артем Шрайбман.
Тем временем власть не дает никаких оснований думать, что готова прекратить репрессии. Идут закрытые суды, выносятся жесткие приговоры, продолжаются обыски. Например, на этой неделе прошел обыск в офисе общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» («Охрана птиц Отечества»). После этого 12 суток административного ареста получил бывший руководитель этой организации Виктор Фенчук. Причины неизвестны. Довольно часто в белорусской практике за время административного ареста возникает уголовное дело и человек остается в заключении в рамках избранной меры пресечения.
Продолжается атака на СМИ. В частности, в среду прошли обыски у сотрудников спортивного портала «Трибуна». В том числе в квартире главы портала Максима Березинского, в которой он уже год не живет. Чтобы попасть в нее, силовики выломали дверь.
Не снижается напряженность и на границе Белоруссии с ЕС. За последние сутки попасть в Европу из Белоруссии пытались 130 нелегалов. Около сотни штурмовали границу с Польшей, остальные – с Литвой и Латвией. Польша в четверг ввела чрезвычайное положение на границе с Белоруссией.
Эти факты говорят о том, что у Запада нет оснований ослабить давление на режим Лукашенко. Соответственно у него мало оснований прекратить наказывать за санкции гражданское общество. Кроме того, власти, несмотря на заявления о победе над противниками, совсем не уверены в этой победе, отмечают эксперты. Общество, задавленное репрессиями, просто ждет открытия «окна возможностей», чтобы снова заявить о своем несогласии. Таким образом, можно сказать, что условия для деэскалации еще не сложились.
Минск
комментарии(0)