Александр Лукашенко рассказал, что именно он собирается обсудить с Владимиром Путиным. Фото с сайта www.president.gov.by
Не прошло и суток, как утверждение посла Белоруссии в России Владимира Семашко относительно полной готовности Минска и Москвы к подписанию программ интеграции было опровергнуто, причем дважды. В результате Александру Лукашенко пришлось изложить собственную версию хода интеграционных процессов. В экспертной среде полагают, что союзники ведут отчаянный торг.
«Мы, доработав эти программы, хотим с Путиным 9-го обсудить. Мы их обсудим окончательно. Если мы освятим их и скажем «быть», тогда правительство парафирует. Принимает это союзный Совмин и выносит на Высший госсовет. В конце года, в октябре-ноябре, мы проведем его, подготовим и окончательно утвердим эти программы», – сказал Александр Лукашенко в среду, отвечая на вопросы журналистов своего пула.
Тем самым он опроверг сделанное днем ранее заявление посла Белоруссии в России Владимира Семашко о том, что Союзный Совмин состоится уже 10 сентября, что программы, за исключением одной, которую планируется согласовать 7 сентября, уже готовы к подписанию. Интересно, что это уже второе опровержение. Ранее заявление посла опровергло само посольство, сказав, что журналисты его неправильно поняли. «В посольстве еще раз подчеркнули, что в выступлении посла о подписании союзных программ главами государств на встрече в Москве не было речи», – написало государственное информационное агентство Белта.
«Одна из причин, почему возник этот скандал с опровержением, – это то, что, судя по всему, не совсем готовы эти «дорожные карты», или, как их сейчас называют, Союзные программы», – предположил в беседе с «НГ» политолог Валерий Карбалевич. «Дело не только в ценах на газ. Судя по всему, там есть и другие спорные вопросы, и Лукашенко не зря сказал, что если мы договоримся 9-го, то 10–11 подпишут главы правительств, а уже там – на заседании Высшего госсовета подпишут лидеры. То есть если договоримся. Значит, вероятность того, что не договоримся, тоже достаточно высока. Это создает определенную интригу, то есть не все еще предопределено», – считает эксперт.
Александр Лукашенко попытался опровергнуть еще два утверждения, высказанные накануне экспертами: о том, что подписание программ угрожает независимости Белоруссии и что активизация интеграционных планов как-то связана с политическим кризисом в стране. Напомним, по утверждениям экспертов, сейчас, углубляя интеграцию и сдавая какие-то составляющие независимости, Лукашенко расплачивается за поддержку в разгар протестов. «Мы больше трех лет назад поставили перед правительствами задачу – сделать очередной шаг в нашем союзном строительстве. Никаких санкций тогда у нас не было. Никаких протестунов и беглых тогда не было, когда мы начинали эту работу», – рассказал он. Торможение интеграционных процессов в прошлом году он объяснил предвыборной кампанией. «Не стал я тогда это делать перед выборами, чтобы опять же лишний раз этих возбудившихся невероятных не возбуждать», – утверждает Лукашенко.
«Никакой речи о потере суверенитета нет», – заверил белорусский руководитель тех, кто накануне высказал такую оценку анонсированного подписания интеграционных программ. «Это очень выгодно для Беларуси в экономическом отношении. Во всех отношениях. Очень выгодно это и для России. Россия будет четко понимать, что такое для них Беларусь и какую роль Беларусь по разным направлениям способна сыграть в судьбе самой России», – пояснил он. «Сегодня мы настолько образованны и умны, что мы, Россия и Беларусь, не теряя суверенитета, способны выстроить такие отношения, которых нет у унитарных государств», – заверил Александр Лукашенко.
Эксперты с оценками Лукашенко не соглашаются. «Безусловно, позиция Беларуси сейчас более уязвима, чем в 2019 году. Мы видим, как Беларусь уступает все больше и больше своего суверенитета России. Речь идет о переориентации транзитных грузов с портов стран Балтии в российские (причем задолго до санкций), об усилении военного присутствия России на территории Беларуси», – отметил Валерий Карбалевич. «Меня очень удивило сообщение Министерства обороны о том, что на военно-учебный центр (совместный белорусско-российский. – «НГ») в Гродно прибыли российские подразделения зенитно-ракетных войск. Это вообще странно звучит, потому что центр не требует действующих подразделений», – полагает Валерий Карбалевич. По его словам, учебному центру вполне достаточно макетов и образцов техники. «Если туда перемещаются целые ракетные комплексы, а потом обещают появление самолетов, то речь идет о военной базе под прикрытием учебного центра», – считает эксперт. Да и подписание программ интеграции уменьшает объем суверенитета, полагает он. В то же время «о формальной и полной ликвидации суверенитета и независимости Беларуси и ее объединении с Россией речь не идет», считает Валерий Карбалевич. «Кроме того, можно подписать все что угодно, а потом ничего не выполнять, что в белорусско-российских отношениях очень распространенное явление. Причем с обеих сторон», – резюмировал он.
Минск
комментарии(0)