0
7951
Газета СНГ Интернет-версия

29.08.2021 11:08:00

Как Казахстан ответил нет «Сатане» и миллиардам Каддафи

30 лет назад Казахстан закрыл Семипалатинский ядерный полигон

Тэги: казахстан, семипалатинский полигон, ядерное оружие


казахстан, семипалатинский полигон, ядерное оружие Движение «Невада – Семипалатинск». Иллюстрация: gov.kz

29 августа во всем мире отмечается Международный день действий против ядерных испытаний. Как известно, отправной точкой этой инициативы ООН стал изданный в августе 1991 года указ Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева об официальном закрытии Семипалатинского испытательного ядерного полигона. Ровно 30 лет назад Казахстан добровольно отказался от четвёртого по мощи ядерного арсенала и со временем стал лидером ядерного разоружения на планете.

Мечта о безъядерном мире

В память об этом историческом событии 26 августа в посольстве Казахстана в России на Чистопрудном бульваре открылась фотовыставка. Экспозиция не очень большая, но точно подобранные архивные фотографии и документы тех лет наглядно передают весь ужас Семипалатинского ядерного проекта.

Кстати, открывает её как раз фотокопия того самого знаменитого Указа президента Назарбаева от 29 августа 1991 года, положившего начало ядерному разоружению. Здесь можно увидеть фотографии «ядерного гриба», поднимающегося над территорией обнесённого колючей проволокой Семипалатинского полигона, а также снимки с антиядерных митингов и «маршей мира» в Казахстане и США, где колонны неравнодушных людей с транспарантами в руках требовали немедленно прекратить ядерную гонку.

Знакомя гостей с экспозицией, посол Казахстана в России Ермек Кошербаев напомнил, что за время существования ядерного полигона в результате атмосферных и подземных испытаний в Казахстане радиоактивным осадкам были подвержены более 1,3 млн. человек, были загрязнены обширные участки земли в Семипалатинске и прилегающих районах.

1111256_2.jpg
«Ядерная зона – не курорт!» - лозунги начала 90-х годов в
Семипалатинской области. Иллюстрация: gov.kz
Решение об открытии Семипалатинского полигона было принято Совмином СССР в августе 1947-го, а первую в СССР ядерную бомбу на нём испытали уже два года спустя. С тех пор на этом засекреченном «объекте» (официально он назывался довольно мирно – «2-й Государственный центральный научно-исследовательский испытательный полигон) взорвали не менее 616 ядерных и термоядерных устройств (в том числе 125 атмосферных и 343 подземных – в штольнях и скважинах). По расчётам специалистов, суммарная мощность ядерных зарядов, испытанных на полигоне в период с 1949-го по 1963 год, в 2500 раз превысила мощность атомной бомбы, сброшенной американцами на Хиросиму. Причём вышедшие далеко за пределы «объекта» радиоактивные облака нанесли непоправимый вред природной среде и населению Казахстана. Подсчитано, что более полумиллиона казахстанцев подверглись прямому воздействию от последствий этих взрывов.

В 1989 году по инициативе известного казахстанского поэта и общественного деятеля Олжаса Сулейменова было создано движение «Невада-Семипалатинск», объединившее жертв и противников ядерных испытаний по всему миру. Тогда Сулейменов в прямом телевизионном эфире публично обратился ко всем правительствам планеты с требованием прекратить любые испытания ядерного оружия.

«Мы, жители Казахстана и штата Невада, как никто в мире имеем моральное право заявить о своей тревоге и потребовать прекратить производство и испытания ядерных вооружений. Ради здоровья сегодняшних и будущих поколений, ради жизни на Земле мы требуем закрыть ядерные полигоны! Мы требуем начать работу по сворачиванию предприятий, производящих ядерные материалы для военных целей!» – заявил лидер движения. По словам Олжаса Сулейменова, идея движения была закрыть не только советские, но и все полигоны мира – американский в Неваде, французский – в Тихом океане на атолле Муруроа, китайский Лобнор...

Всего за месяц удалось собрать четыре миллиона подписей в поддержку этой идеи. Благодаря активным и решительным действиям поистине народного антиядерного движения 29 августа 1991 года указом Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева Семипалатинский полигон был официально закрыт. Казахстан стал первой страной в мире, добровольно отказавшейся от ядерного оружия.

«В этих баллистических ракетах было поистине что-то дьявольское»

Как впоследствии вспоминал Нурсултан Абишевич, при сложившихся в 1990-е годы обстоятельствах сделать это было крайне непросто – слишком много было противников разоружения.

После распада СССР Казахстан занимал четвёртое место в мире по своему ядерному потенциалу. На территории республики базировалось более 100 межконтинентальных баллистических ракет с 1,2 тыс. ядерных боеголовок. На вооружении стояли самые современные в те годы стратегические комплексы третьего поколения Р-36М УТТХ, в США получившие название «Сатана». Полезная нагрузка баллистических ракет составляла 7,6 тонн, а радиус поражения – около 12 тысяч километров. По мнению специалистов, каждая из них была способна полностью уничтожить, например, штат Нью-Йорк.

1111256_2_2.jpg
Экспонат музея в Курчатове: гранитный камень,
превращённый от ядерного взрыва в пористую массу.
Стоп-кадр: youtube.com / QZ media
Парадокс в том, что, получив в наследство от Советского Союза такое «сокровище», Казахстан в первые годы своей независимости переживал труднейшие времена – бешеную инфляцию, нищету и разруху. И самое страшное, по словам Нурсултана Назарбаева, что эти ракеты «могли попасть не тем, кому надо».

«В 1991-92 годах сплошь всё производство было остановлено, прилавки магазинов – пустые, за молоком для детей матери вставали в очередь в 4 часа утра, инфляция – 50% каждый месяц, а в год – 2100%, денег в казне нет, – много лет спустя рассказывал глава государства журналистам. – Насчёт введения национальной валюты в Международном валютном фонде мне говорят: «Есть ли у вас 400 млн долларов, чтобы внедрить национальную валюту? Нет? Тогда займите». В это время содержать ядерно-ракетный арсенал Казахстана, да ещё и кадры – сложный вопрос. Но всё это можно было пережить, поскольку появлялись «предложения» дружественных стран, которые обещали:  «Ты только держись, мы тебя обеспечим такими деньгами».

Кстати, что это за «добрые люди», готовые вложить любые средства в сохранение Казахстаном ядерного оружия, стало известно только недавно. Например, по информации английского биографа Джонатана Айткена, в те годы «один представитель богатого нефтедобывающего государства Ближнего Востока» предлагал Казахстану на содержание ядерного арсенала 6 млрд. долларов.

А несколько лет назад нынешний президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев раскрыл ещё одну закулисную тайну. Оказывается, в начале 1990-х с подобным предложением к Нурсултану Назарбаеву обращался ещё и лидер Ливийской революции Муаммар Каддафи, грезивший заполучить собственную «ядерную дубинку». По словам Токаева, Каддафи предлагал сохранить на территории Казахстана ядерные арсеналы «в качестве первой мусульманской, как он писал, атомной бомбы», а за это пообещал выделить многомиллиардную помощь на их содержание.

Решая непростую «шахматную» задачу, оставить ядерное оружие или раз и навсегда от него избавиться, Первый Президент Республики Казахстан принял единственно разумное и правильное решение и ни разу о нём не пожалел. Отметим, что перед тем, как взять курс на окончательное ядерное разоружение, Нурсултан Назарбаев лично проинспектировал все ядерные арсеналы, оставшиеся в республике после развала СССР.

«В этих баллистических ракетах с разделяющимися ядерными боеголовками, которые базировались на территории Казахстана, было поистине что-то дьявольское, – делился он впечатлениями от увиденного в своей автобиографической книге «Эпицентр мира», вышедшей в 2001 году. – Они подавляли даже своими размерами. Мне, например, становилось немного неуютно при взгляде на огромное туловище «Сатаны» длиной 34 и толщиной 3 метра».

«С максимальной выгодой для своей страны»

Но отказаться от ядерного оружия – это было только полдела. Нужно было добиться, чтобы Запад не только признал независимый Казахстан, но и помог восстановить разрушенную экономику страны и построить новую – рыночную. Кстати, американцы вели переговоры крайне прагматично, они рассчитывали лишить Казахстана ядерного потенциала с минимальными для себя финансовыми затратами. Как вспоминал Нурсултан Назарбаев, переговоры сначала с государственным секретарем США Джеймсом Бейкером, а затем с президентом Джорджем Бушем-старшим шли крайне сложно. Назарбаев требовал от гостей из-за океана многомиллиардных инвестиций в республику и гарантий безопасности для своей страны.

1111256_3.jpg
Панорама в курчатовском музее ядерного взрыва на
Семипалатинском полигоне.
Стоп-кадр: youtube.com / QZ media
«В мае 1992 года на переговорах с Джорджем Бушем-старшим, – писал Нурсултан Назарбаев в книге «Эра независимости», – мне удалось извлечь из положительного решения «ядерного вопроса» максимальную выгоду для своей страны. Нашей дипломатии удалось добиться от крупнейшей мировой сверхдержавы полноценного политического признания Казахстана и готовности к разностороннему экономическому сотрудничеству. Мы получили больше всех в нашем регионе прямых иностранных инвестиций – не кредитов, – которые подняли экономику Казахстана. Речь идёт более чем о 250 млрд долларов. Так впервые в мировой истории весомым аргументом во внешнеполитическом диалоге стало не ядерное оружие, а отказ от него».

Таким образом, Нурсултану Назарбаеву всё-таки удалось добиться своего. При этом Первый Президент Республики Казахстан все свои обязательства, данные мировому сообществу, сдержал.

23 мая 1992 года Казахстан подписал Лиссабонский протокол – дополнение к Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-I), в котором зафиксировал свои обязательства по нераспространению ядерного оружия. 13 декабря 1993 года республика официально присоединилась к договору «О нераспространении ядерного оружия».

К 1994 году при содействии России из страны вывезли 120 ядерных ракет СС-18 «Сатана», вскоре на бывшем Семипалатинском полигоне был уничтожен последний ядерный заряд. А после того, как к концу мая 1995 года были уничтожены все пусковые шахтные установки, Казахстан официально объявил себя безъядерной зоной.

Как считает директор аналитического центра Института международных исследований МГИМО Андрей Казанцев, добровольный отказ Казахстана от ядерного оружия является важнейшим прецедентом в мировой истории, поскольку «с учётом экологической опасности полигона его закрытие было важно для сохранения экологии и самого Казахстана, и сопредельных государств».

Но важность этой инициативы, по мнению эксперта, не только в этом. «После распада СССР самая большая опасность заключалась в том, что ядерные арсеналы могли расползтись и быть принятыми на вооружение большим количеством стран. Контролировать этот процесс было бы сложно, поскольку правопреемницей СССР провозгласила себя только Россия. А Казахстан добровольно отказался от статуса ядерной державы, показав другим странам большой позитивный пример», – подчеркнул Андрей Казанцев.

Кроме того, по оценке российского политолога, научного руководителя Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, безъядерный статус позволил Казахстану всерьёз сосредоточиться на самом главном для страны – на экономических вопросах.

«Страна большая, но далеко не безгранично богатая. А поддержание ядерного статуса требует огромных средств. Академик Курчатов говорил, что атомные технологии – не сложные, они просто большие и дорогие. Ядерный статус нельзя поддерживать, «сложив в мешок» оружие, его надо испытывать, производить или покупать, или у вас всё закончится через 2-3 года. Но любому государству лестно быть ядерной державой. Поэтому решение об отказе от этого статуса для Казахстана было тяжёлым, Нурсултан Назарбаев взял на себя очень большую ответственность. Но в результате он смог дать толчок развитию экономики. Вместо того, чтобы всеми средствами поддерживать ядерный статус, Назарбаев предпочёл решать социальные проблемы».

Казахстан продолжает антиядерную повестку

С той поры Казахстан проводит последовательную миротворческую политику, продвигая идею безъядерного мира. Выступая 18 июня 2009 года на торжественном мероприятии, посвящённом 20-летию прекращения испытаний, Нурсултан Назарбаев призвал мировое сообщество объявить 29 августа Всемирным днём отказа от ядерного оружия. Соавторами обращения стали политики 26 государств, в числе которых были Таджикистан, Туркменистан, Беларусь и Армения. В результате Генассамблея ООН полностью поддержала это предложение и отныне 29 августа наша планета отмечает Международный день действий против ядерных испытаний.

В 2012 году Нурсултан Назарбаев объявил о новой международной инициативе страны – запуске проекта ATOM (английская аббревиатура Abolish Testing: Our Mission переводится как «Отменить испытания: наша миссия»), дающего возможность каждому жителю Земли поставить свою подпись под виртуальным обращением к правительствам государств мира с призывом покончить с ядерными экспериментами и добиться вступления в действие Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

29 августа 2016 года неправительственная организация «Парламентарии за ядерное нераспространение и разоружение» провела в Казахстане конференцию «Построение мира без ядерного оружия», посвящённую 25-летию закрытия Семипалатинского полигона. Форум собрал представителей более 50 стран.

7 июля 2017 года при поддержке 122 государств-членов ООН был подписан договор о запрещении ядерного оружия. Государства-участники обязались не производить ядерное оружие, не проводить испытания, не хранить и не размещать на своих территориях ядерные взрывные устройства.

Многих интересует вопрос: что же стало с Семипалатинским полигоном и землями, где он размещался? На этот вопрос ровно год назад – в 29-ю годовщину закрытия Семипалатинского полигона – ответил нынешний президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.

«Полигон стал объектом научных исследований. Создана многоуровневая система, обеспечивающая надежную защиту опасных объектов. Реализовано семь крупных проектов по реабилитации зараженных территорий. … Завершено комплексное экологическое исследование всей территории полигона размером 18,5 тысячи квадратных километров, что соответствует площади некоторых европейских государств», – заявил Токаев, отметив, что «в целом научно-технические и инженерные работы, обеспечившие безопасность бывшего Семипалатинского полигона, остаются беспрецедентными в мире».

По его словам, денуклеаризация полигона произошла в рамках широкого взаимодействия Казахстана с Россией, США и другими странами, а также международными организациями, в первую очередь МАГАТЭ.

«Республика Казахстан и в дальнейшем будет принимать активное участие в укреплении международной безопасности, развитии сотрудничества между государствами, мирном разрешении глобальных конфликтов», – пообещал президент.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Катар заходит в Казахстан с крупными инвестициями

Катар заходит в Казахстан с крупными инвестициями

Виктория Панфилова

Токаев в Дохе подверг критике политику крупных держав в отношении глобальной безопасности

0
2141
Белоруссия создает объединенный рынок электроэнергии с Россией...

Белоруссия создает объединенный рынок электроэнергии с Россией...

Светлана Гамова

Молдавия вообще остается без света

0
7692
Россия и Казахстан подтвердили статус государств-союзников

Россия и Казахстан подтвердили статус государств-союзников

Виктория Панфилова

Владимира Путина тепло встретили в Астане

0
4107
Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
4169

Другие новости