Фото сайта novostipmr.com
В Тирасполе с тревогой ожидают 1 сентября: Украина может ввести ограничения для въезда приднестровского автотранспорта, заявил глава МИД Приднестровья Виталий Игнатьев. Киев предупредил об этом Тирасполь, пояснив, что действует по просьбе Кишинева. Если Украина закроет границу, это скажется и на приднестровцах, и на экспортерах, дорога в РФ для которых закроется, пояснил «НГ» лидер Приднестровья Вадим Красносельский. Он заметил, что надеется на выполнение договоренности президента Молдавии Майи Санду и главы администрации президента РФ Дмитрия Козака о том, что блокады Приднестровья не будет.
По словам Красносельского, «есть надежда на то, что ограничений во въезде приднестровского автотранспорта в Украину не будет».
«Состоялась встреча (11 августа. – «НГ») президента Молдовы Майи Санду и заместителя главы администрации президента РФ Дмитрия Козака, на котором стороны договорились, что блокады Приднестровья, в частности введения ограничений со стороны Украины по просьбе Кишинева на пересечение молдавско-украинской границы приднестровских автомобилей с 1 сентября, не будет. Мы надеемся на здравый смысл руководства Молдовы и продолжение переговорного процесса по урегулированию приднестровского конфликта», – сказал «НГ» президент Приднестровья. Он отметил: «В этом случае мы сможем исполнить договоренность от 2018 года о регистрации транспортных средств (РТС), обеспечить выдачу всем желающим нейтральные автомобильные номера, и все будет нормально».
О нейтральных номерах для приднестровских автомобилей Кишинев и Тирасполь договорились при содействии ОБСЕ в 2018 году. Эти номера дали возможность приднестровцам ездить в страны ЕС, а также в Украину и далее – в Россию. Но в минувшем году возникла проблема: Кишинев стал настаивать на смене водительских удостоверений. Украинские пограничники начали требовать их и у водителей машин с нейтральными номерами. Хотя ранее спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ Томас Майер-Хартинг заверял, что если на авто есть нейтральные номера, то за приднестровские удостоверения никто не будет «ни останавливать, ни штрафовать, ни препятствовать пересечению границы».
Однако еще до наступления 1 сентября, когда Украина может изменить режим пересечения своей границы для автомобилей с приднестровскими номерами, уже поступают сигналы о том, что приднестровские автолюбители сталкиваются со сложностями на украинской территории. Одним из таких сигналов стало сообщение жительницы Тирасполя Елены Гешко-Максимюк в группе Facebook «Приднестровье Онлайн». Она рассказала, что автомашину, в которой ехала ее семья, на трассе Николаев–Одесса остановил сотрудник дорожной полиции Украины. Инспектор ДПУ заявил, что приднестровское удостоверение не соответствует международным требованиям, то есть Венской конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 года, и оштрафовал водителя на 3 400 грн.
Вопросом о том, что же будет с приднестровским автотранспортом после 1 сентября, задаются многие пользователи соцсетей. Один из них опубликовал фото документа, в котором Государственная таможенная служба Украины, ссылаясь на информацию украинского Министерства иностранных дел, предписывает региональным таможням с 1 сентября не пропускать через границу автомобили с приднестровскими номерами.
МИД Приднестровья уже направил обращения с описанием ситуации в адрес всех участников переговорного формата «5+2» (Молдавия, Приднестровье – стороны, Россия, Украина, ОБСЕ – посредники, ЕС и США – наблюдатели). Первое из них ушло украинской стороне.
Между тем приднестровские водительские удостоверения на самом деле соответствуют всем требованиям Венской конвенции, которая в свое время была признана в ПМР рамочной нормой права. Дизайн удостоверения выполнен так, как это предписано международными правилами, его образец Тирасполь направил в ООН, являющуюся депозитарием Венской конвенции. Процедура обучения водителей и выдачи удостоверений организована в Приднестровье так же, как в других странах мира.
При этом Приднестровье еще в 2019 году предложило решить вопрос с водительскими удостоверениями, разработав их согласованный «нейтральный» образец – примерно так, как это было с нейтральными номерами. Но молдавская сторона на предложение не отреагировала.
В МИД Приднестровья отмечают, что, как и 20 лет назад, осень может начаться для непризнанной республики с политико-дипломатических осложнений. В сентябре 2001 года, как известно, Молдавия утвердила новые таможенные печати, не передав их Тирасполю. Это стало первой экономической блокадой Приднестровья.
О сложившейся ситуации глава МИД Приднестровья Виталий Игнатьев рассказал послу Швеции Анне Либерг, посетившей в среду Тирасполь.
«Это деструктивный шаг, мы надеемся, что в данном случае у наших коллег голос разума возобладает. Не хотелось возобновлять диалог с молдавской стороной с негатива и очередных ограничительных мер», – процитировала Игнатьева пресс-служба ведомства. По мнению Игнатьева, «еще есть возможности достигнуть позитивных результатов в период шведского председательства в ОБСЕ». Он призвал к организации очередного заседания постоянного совещания по приднестровскому урегулированию в формате «5+2» до конца 2021 года.
Что касается надежды лидера Приднестровья Дмитрия Красносельского на договоренности Майи Санду и Дмитрия Козака, то о ней ранее сообщили гражданам обе стороны.
«Санду заверила, что блокады Приднестровья, о которой предупредили власти Тирасполя, не будет», – сказал журналистам после встречи с президентом Молдавии Дмитрий Козак. «Президент Молдавии заверила меня, что никакой блокады не будет. И они делают все, чтобы она не наступила с 1 сентября, когда наступают определенные ограничения. Исходя из того, что в Приднестровье проживают молдавские граждане», – сообщил Козак. Он также заявил, что «решение приднестровского вопроса является внутренним делом республики, но РФ готова помочь».
Относительно экономического сотрудничества, углубления которого добивается Майя Санду, Козак отметил, что страны будут договариваться как насчет экспорта молдавской продукции в РФ, так и насчет цен на российский газ. Отметим, что для молдавских аграриев больше не действуют нулевые пошлины на ввоз в РФ овощей, фруктов и вина, и Санду добивается утерянных льгот.
Что произойдет, если с 1 сентября украинская граница для автомашин с приднестровскими номерами будет все-таки закрыта? Помимо очевидного факта, что для нескольких десятков тысяч жителей Приднестровья может быть ограничено право на свободу передвижения, возникнут проблемы социального и гуманитарного характера. Могут прекратиться регулярные и нерегулярные пассажирские маршруты в Украину и через Украину – в первую очередь на Москву и Санкт-Петербург, отмечают в Тирасполе.
Серьезные проблемы появятся у небольших приднестровских грузоперевозчиков, доставляющих товары местным индивидуальным предпринимателям, а также и у самих предпринимателей, которые могут остаться без груза, а значит, без работы. По различным оценкам, в торговом секторе, так или иначе связанном с импортом товаров из Украины (или же транзитом через Украину), сегодня работают от трети до 40% всех приднестровских индивидуальных предпринимателей.
Сложности будут и у приднестровской службы скорой помощи. Сегодня в Приднестровье как минимум один раз в неделю возникает ситуация, когда пациента нужно срочно доставить в больницу Украины или России. Но у всех реанимобилей – приднестровские номера. Регистрация машин скорой помощи пока невозможна: приднестровские дипломаты полгода ведут переписку с Кишиневом по этому поводу.
Экс-министр иностранных дел Приднестровья Владимир Ястребчак считает, что пока вряд ли стоит ожидать значительного прогресса в молдавско-приднестровских отношениях. «В самое ближайшее время сторонам предстоит важный тест, связанный с «проблемой 1 сентября», то есть режимом пропуска автотранспорта с приднестровскими номерами через приднестровско-украинскую границу (приднестровский участок молдавско-украинской границы. – «НГ»). Запрет на пересечение границы для приднестровцев станет весьма серьезным вызовом не только для переговорного процесса, но и для региональной стабильности», – отметил Ястребчак.
Он также опасается того, что стабильность миротворческого механизма на Днестре после прихода к власти в Молдавии правого правительства может рано или поздно оказаться под угрозой.
Приднестровский политолог, профессор Илья Галинский полагает, что сегодня могут быть два пути развития отношений между Кишиневом и Тирасполем: «жесткий» (он выразится в привычных шантаже и блокадах) и «мягкий», то есть попытки Молдовы втянуть Приднестровье в сферу своего влияния через ряд преференций, процедур и договоренностей. «Какой путь выберет Майя Санду – это скорее всего будет решаться не в молдавских, а в западных кабинетах власти», – сделал вывод Галинский.
Межу тем все может решиться уже в пятницу. 27 августа Республика Молдова отмечает День независимости. На торжества в Кишинев прибудут президенты Польши, Румынии и Украины. В свое время решение о введении ограничений для приднестровцев 1 сентября приняли Майя Санду и Владимир Зеленский в Киеве. Теперь они могут договориться отменить его. Хотя могут и оставить все как есть.
комментарии(0)