Дмитрий Кулеба: встреча в рамках Нормандского формата зависит от России. Фото Reuters
Минская трехсторонняя контактная группа в четверг возобновляет переговоры в режиме видеоконференций. В заседании впервые примет участие новый представитель ОБСЕ, финский дипломат Микко Киннунен. Делегация РФ еще в июле предложила собраться наконец за столом переговоров. Но Киев не намерен отправлять делегацию в Минск. По крайней мере до тех пор, пока не будет подвижек на уровне Нормандского формата.
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил на днях: «Мы готовы к проведению встречи глав МИДов в Нормандском формате. В первую очередь все зависит от позиции России». Эту позицию Кулеба обнародовал по итогам состоявшихся в Киеве переговоров с главой МИД Франции Жан-Ив Ле Дрианом.
Стороны сошлись во мнении, что Нормандский формат следует оживить: «Ожидаем от него большей динамики». О динамике в вопросах урегулирования говорила в Киеве 22 августа и канцлер Германии Ангела Меркель. Днем ранее она обсуждала вопрос в ходе визита в Москву. Российский президент Владимир Путин заверил гостью: «Мы готовы к встрече в любое время, был бы предмет для переговоров и понимание целей этих переговоров». Канцлер обещала в Киеве обсудить возможную повестку дня.
Примечательно, что в ходе итоговой пресс-конференции Меркель не упоминала «формулу Штайнмайера», хотя еще в середине июля напомнила о ней президенту Владимиру Зеленскому. Формула, предполагающая привязку проведения местных выборов в неподконтрольных Киеву районах Донбасса к предоставлению этим районам особого статуса, вызывает много вопросов в Украине. Еще в декабре 2019 года, когда в Париже состоялась личная встреча лидеров Украины, России, Германии, Франции, главы государств договорились обсудить все вопросы на следующем этапе. Однако условием новой встречи должно было стать выполнение ряда решений парижского саммита. Речь шла о полном прекращении огня, допуске международных гуманитарных организаций на всю территорию Донбасса, об обмене удерживаемыми лицами. В течение полутора лет стороны обменивались обвинениями в невыполнении достигнутых договоренностей. В этот период встречи в Нормандском формате проходили в основном на уровне советников глав государств.
Переговоры Меркель и Путина теоретически могли бы сдвинуть с мертвой точки процесс подготовки к новому саммиту «нормандской четверки». Однако у сторон за прошедшее время накопилось много новых претензий – в дополнение к вопросам, связанным с выполнением решений парижского саммита. Сейчас одной из самых конфликтных тем стал законопроект о переходном периоде, зарегистрированный в Верховной раде в августе. Владимир Путин считает, что в случае принятия закона Украина выйдет из минского переговорного процесса. «Потому что там не только что-то противоречит Минским соглашениям, там все противоречит Минским соглашениям. Это будет означать фактически выход Украины из этих соглашений», – процитировало Путина агентство ТАСС.
Как писала «НГ», законопроект в целом посвящен вопросам возвращения территорий, которые в Киеве признают «временно оккупированными», под контроль Украины. Переходный период разделен на «конфликтный» (нынешняя ситуация) и «постконфликтный» (после возвращения под юрисдикцию Украины). Когда закончится первый и начнется второй, должна решить украинская власть: предполагается, что президент будет подписывать решения в отношении каждой отдельной административной единицы – на основании отчетов Минобороны, МВД, Службы безопасности Украины. Россия в проекте фигурирует как «государство-агрессор» и «государство-оккупант», а ДНР/ЛНР не упоминаются, они определены понятием «оккупационные силы Российской Федерации». Сказано, что «изданные оккупационными администрациями акты являются недействительными, кроме отдельных, которые по закону могут быть приняты во внимание (например, о рождении, смерти, бракосочетании. – «НГ»)». Российские паспорта, выданные на неподконтрольной Украине территории, не признаются, но и наказание за «паспортизацию» предусмотрено не для рядовых граждан, а для лиц, организовавших выдачу паспортов РФ. Предусмотрена выборочная амнистия для тех, кто воевал против ВСУ, – в случае, если обвиняемые не совершили тяжких преступлений. То есть автоматической амнистии для всех не предусмотрено. В законопроекте сказано также о люстрации в виде запрета занимать определенные должности для лиц, которые работали в составе «оккупационных сил и администраций».
Местные выборы в Донбассе украинская сторона собирается проводить только в том случае, если будет полностью гарантировано невмешательство России, соблюдение норм украинской Конституции и законодательства, участие украинских партий и возможность голосования вынужденных переселенцев, присутствие и контроль со стороны ОБСЕ и других международных организаций. До выборов Киев собирается вводить на территориях, которые вернутся под контроль Украины, временные международные администрации, в состав которых не могут быть включены представители РФ и стран ОДКБ. В законопроекте есть множество других нюансов, но в целом позиция украинской стороны не устраивает ни руководство ДНР/ЛНР, ни Россию. В Москве рекомендуют Киеву не принимать односторонних решений, а договариваться об урегулировании напрямую с Донецком и Луганском.
Сейчас переговоры проходят только в Минском формате. И даже в режиме видеоконференций регулярно возникают скандалы из-за состава участников. В начале лета украинская делегация выступила категорически против участия в разговоре Майи Пироговой, которая должна была представлять позицию жителей ДНР. В Украине Пирогова заочно осуждена за терроризм, поэтому члены украинской делегации отказывались от разговора с ее участием. На этой неделе конфликт продолжился. В среду должны были пройти переговоры рабочих подгрупп, но к моменту сдачи номера в печать видеоконференции некоторых из них были под угрозой срыва. В Киеве сообщили, что «менее чем за сутки до начала заседания России направила сообщение о привлечении к работе гуманитарной подгруппы гражданки Украины Майи Пироговой, осужденной в Украине за терроризм. Украинская делегация рассматривает это как сознательную попытку сорвать консультации, особенно учитывая предыдущий опыт блокирования российской делегацией работы политической подгруппы именно таким образом. Украинская делегация не проводит консультации с лицами, осужденными за терроризм».
В целом повестка дня переговоров не отличалась от июньских и июльских планов. Стороны снова собирались обсудить, как выполняются решения парижского саммита «нормандской четверки», поговорить о режиме полного прекращения огня, об обмене пленными, об открытии контрольно-пропускных пунктов на линии разграничения. В июле, когда был назначен новый представитель ОБСЕ в трехсторонней контактной группе, глава российской делегации Борис Грызлов предложил с конца августа возобновить встречи в Минске. По его мнению, личное общение членов делегаций позволило бы эффективнее решать поставленные задачи. Но в Киеве отказались от предложения. Официально говорилось об угрозах, связанных с пандемией коронавируса. Неофициально члены украинской делегации предполагали, что «очной встречей в Минске Россия хочет подправить имидж Лукашенко». Впрочем, личная встреча ничего не изменила бы в подходах сторон. Повлиять на ситуацию теоретически могли бы лидеры государств «нормандской четверки». Источники в Киеве сообщают, что на сентябрь предварительно запланированы переговоры глав МИДов. К тому времени Владимир Зеленский пообщается с Джозефом Байденом в ходе визита в Вашингтон. А к концу года возможен саммит в Нормандском формате с участием нового канцлера Германии.
Киев
комментарии(0)