Из «маяка демократии» Грузия превращается в объект регулярной критики Соединенных Штатов. Фото Pixabay
Власти Грузии получили еще один удар от США – главного стратегического партнера и покровителя. Посол Ян Келли, возглавлявший дипломатическую миссию в Тбилиси в 2015–2018 годах, обвинил правящую «Грузинскую мечту» (ГМ) в разрушении демократических институтов и введении страны в геополитическую орбиту России. Давление на грузинскую власть усиливается по мере приближения выборов в органы местного самоуправления, которые состоятся в начале октября.
В статье с категоричным заголовком «Грузия отворачивается от Запада», опубликованной в Foreing Policy, написанной в соавторстве с Дэвидом Крамером – научным сотрудником Международного университета Флориды, Ян Келли, вкратце упомянув заслуги Грузии перед Западом, педантично перечисляет все ее «грехи» последнего периода. Он констатирует, что к 13-й годовщине российско-грузинской войны Тбилиси меняет внешнеполитические приоритеты.
На протяжении десятилетий небольшая страна с населением 3,7 млн человек, зажатая между Россией и Турцией, была самой проамериканской в регионе, говорится в статье. Объявив приоритетом вступление в ЕС и НАТО, Грузия реагировала на все призывы обеих организаций, в том числе участием в миротворческих и боевых миссиях. Несколько десятков грузин отдали свои жизни, служа бок о бок с американскими военными в Ираке и Афганистане. Грузия является своеобразным активом безопасности для США, имея выход к Черному морю и поддерживая «единственный экономический жизнеспособный торговый маршрут «Восток-Запад», который не проходит через Россию или Иран», пишет Келли.
Новый отсчет времени для Тбилиси, по мнению американского дипломата, начался летом 2019 года, когда лидеры ГМ пригласили депутата Госдумы РФ Сергея Гаврилова выступить в парламенте Грузии. Это вызвало беспорядки, которые с превышением силы были пресечены полицией. Дальше – больше. Посол считает, что власти Грузии умышленно сорвали два проекта, которые усиливали независимость от России: строительство глубоководного порта Анаклия в Черном море и прокладку оптико-волоконного кабеля «Восток-Запад». Келли в своей статье намекает на то, что группа лидеров ГМ стремится к концентрации власти и богатства именно в период пандемии, вызвавшей упадок экономики. Он считает, что грузинские власти действуют по сценарию «нелиберальных режимов, подобных тем, что существуют в Москве и Минске».
Келли пишет, что политический кризис в Грузии достиг своего пика прошлой осенью – оппозиция выступила против итогов парламентских выборов, обвинив власть в фальсификации. Решение оппозиции бойкотировать работу парламента вызвало новый политический кризис, который власти усугубили, арестовав нескольких лидеров противоположного лагеря. В апреле при помощи президента Евросовета Шарля Мишеля ГМ и оппозиция заключили антикризисное соглашение, согласно которому объявлялась политическая амнистия, а также досрочные выборы в парламент, если ГМ не наберет 43% голосов на упоминавшихся местных выборах в октябре. Но в начале июля в Тбилиси произошли новые беспорядки во время акции ЛГБТ. Были избиты журналисты, сотрудник одного из телеканалов погиб. Все это, по мнению Яна Келли, является неопровержимым свидетельством того, что ГМ предает интересы Запада, своего стратегического партнера и покровителя США, и стремится вернуться под влияние России.
Обвинение послом ГМ логично в том, что он неоднократно поддерживал грузинскую оппозицию. То есть, по сути, бывшую партию власти – «Национальной движение» (НД) экс-президента Михаила Саакашвили. В чем логика ГМ, якобы стремящейся к России, – непонятно.
ГМ сменила НД в 2012 году, выиграв парламентские выборы. Чуть ли не с первого дня прихода к власти с подачи «националов» ГМ стали обвинять в пророссийской ориентации. Между тем за эти девять лет дипломатические отношения с Россией так и не восстановлены, только торговые и частично гуманитарные. Проигнорированы все осторожные предложения рассмотреть вопросы вступления в Евразийский экономический союз или даже проработки элементов сотрудничества. Именно ГМ закрепила конституционально евро-атлантический вектор страны, указав в Основном законе цель Грузии – вступление в ЕС и НАТО.
Отдельные пункты критики Келли власти Грузии уже парировали раньше. Порт в Анаклии не строится из-за экономической нецелесообразности и отсутствия инвесторов. Выступление Гаврилова в парламенте происходило не в качестве российского депутата, а председателя Межпарламентской ассамблеи православия, сессия которой, собственно, и проходила в Тбилиси… Но подобные ответы не берутся в расчет, когда стоит конкретная цель: похоже, западные союзники бывшей партии власти – НД помогают своим партнерам в избирательной кампании. У ГМ таких выраженных зарубежных партнеров не видно. Ни на Западе, ни на Востоке. Ни на Севере. Хотя после участия премьер-министра Ираклия Гарибашвили в проходящей в эти дни в Украине «Крымской платформе» (еще одно доказательство «пророссийских устремлений» Тбилиси или все-таки наоборот?), ситуация может и измениться.
Между тем в экспертных кругах Грузии стали задаваться вопросом – не связана ли участившаяся критика США признаком того, что американцы и на берегах Куры теряют интерес, как в Афганистане? А сама критика, далеко не всегда справедливая, – для сохранения своего лица. Но с другой стороны, после последней карабахской войны Грузия осталась единственной опорой США на Южном Кавказе. При более чем заметном усилении позиций Турции и как минимум сохранении довоенного влияния на регион России. Так что в данном случае потеря интереса Вашингтона к Грузии равнозначна его уходу со всего Южного Кавказа. Во что пока не верится никак.
комментарии(0)