Александр Лукашенко начал принимать решения с оглядкой на санкции. Фото с сайта www.president.gov.by
Власти Белоруссии неожиданно освободили семерых политзаключенных. Говорить о какой-то либерализации преждевременно, утверждают эксперты, поскольку на смену одним заключенным пришли другие. По мнению аналитиков, новая игра Лукашенко может быть связана с действием санкций.
В воскресенье на свободу вышел общественный активист Павел Виноградов, в отношении которого двумя неделями раньше возбудили уголовное дело о клевете на президента. Тогда сообщалось, что причиной для возбуждения уголовного дела стал его пост в Facebook, где он неуважительно высказывался о действиях Александра Лукашенко, а также утверждал, что белорусам изначально стоило не ходить с шариками и цветочками, а предпринимать более решительные действия.
Как сообщалось, накануне выходных на свободу вышли четверо сотрудников журналистской мастерской «Пресс-клуб» – ее основательница Юлия Слуцкая, ее сын видеооператор Петр Слуцкий, программный директор Алла Шарко и директор Сергей Ольшевский. Они провели за решеткой восемь месяцев якобы за неуплату налогов. Также стало известно об освобождении менеджера компании PandaDoc Виктора Кувшинова. Он был арестован год назад вместе с тремя другими сотрудниками компании. Все, кроме него, вышли на свободу еще в октябре прошлого года. На свободе также экс-посол Игорь Лещеня, поддержавший год назад протесты.
За решеткой еще остались двое из тех, кого связывали с «делом «Пресс-клуба». Это Ксения Луцкина – бывшая сотрудница государственного белорусского телевизионного канала, планировавшая открытие собственного YouTube-канала, а также оператор этого же канала Денис Соколовский. Юлия Слуцкая в своем первом интервью сообщила, что в отношении Ксении Луцкиной возбуждено еще одно уголовное дело, не связанное с «Пресс-клубом». Не исключено, что речь идет о создании экстремистского формирования с целью захвата власти, поскольку Луцкина была членом Координацинного совета, созданного лидером белорусских демократов Светланой Тихановской. Все члены КС являются обвиняемыми по этой статье.
Как следует из сказанного Юлией Слуцкой, ее команду отпустили, так как они согласились признать вину, возместили якобы нанесенный ущерб и написали прошение о помиловании. «Я понимала, что признание вины не требует от нас никого оговаривать, кроме нас самих. А мы это переживем, ведь мы взрослые и умные люди, которые понимают, что происходит. Нам надо было просто выйти. Решение было на мне, и я его приняла, просто потом попросила команду прислушаться ко мне и принять его. Нас всех ждали родные и близкие, которые страдали не меньше нас все эти месяцы. И все равно решиться на это было непросто», – пояснила Слуцкая причины и мотивы своего освобождения.
Виктор Кувшинов, Павел Виноградов и Игорь Лещеня об обстоятельствах своего освобождения пока не сообщали. Ранее жена Кувшинова Александра Дикан поясняла, что в отличие от своих коллег по компании он отказался от какого-то либо сотрудничества со следствием.
Освобождение заключенных, ранее признанных политическими, стало неожиданным для белорусской общественности и экспертов. Ранее в Белоруссии выход на свободу политзаключенных был связан с началом либерализации, либо началом торга с Западом, либо их глубоким раскаянием и переходом на сторону власти. Применительно к тем, кого освободили в последние дни, эти аргументы не работают. Нет никаких оснований говорить и о либерализации, так как буквально днем ранее за решетку были отправлены трое сотрудников информационной компании БелаПАН – бывший директор Дмитрий Новожилов, нынешний директор и главный редактор Ирина Левшина и бухгалтер Екатерина Боева. Следственный комитет пояснил, что они задержаны по делу о массовых беспорядках. Также выявлены налоговые нарушения в деятельности компании, утверждалось в официальном сообщении.
Если бы наметился тренд на либерализацию, то прекратились бы новые аресты, обыски, приговоры, а они продолжаются, рассуждает политолог Валерий Карбалевич. «Думаю, что речь идет о попытке начать какую-то игру, продемонстрировать некоторую гибкость», – комментирует эксперт ситуацию в своем Telegram-канале. «До сих пор власти демонстрировали только жестокость, непримиримость, ригидность, непреклонность в расширении репрессий, и Лукашенко много раз обещал, что зачистит всех, чего бы это ни стоило. И вот первые признаки гибкости. С чего вдруг?» – задается вопросом эксперт. По мнению Валерия Карбалевича, причина тому – западные санкции, которые уже начинают проявляться. В качестве примера он приводит Абсолютбанк, который вошел в список американских санкций и вынужден был приостановить большинство банковских операций. «Рано делать далеко идущие выводы, но сигнал заметный, и он подталкивает к новым оценкам эффекта санкций», – резюмирует эксперт.
Юристы обращают внимание на то, что как задержание, так и освобождение пресс-клубовцев – явления, находящиеся вне закона. «В соответствии со статьей 96 Уголовного кодекса помилование осуществляется к лицу, осужденному за преступление. Никто из вышедших вчера из стен СИЗО не был осужден. Власти сначала нарушают закон, когда кидают людей за решетку, а потом снова нарушают его – чтобы отпустить их. Почему? Потому что они пытаются играть с нами, пытаются сделать ставку и угадать цену нашего удовлетворения», – заявил лишенный лицензии в Белоруссии адвокат Сергей Зикрацкий. Не так давно он, как и многие другие, покинул Белоруссию и присоединился к команде Светланы Тихановской. В связи с этим он призвал не поддаваться на провокации власти и, радуясь освобождению нескольких человек, не забывать о тысячах тех, кто находится за решеткой.
Ранее эксперты уже говорили о том, что режиму Александра Лукашенко очень нужны раскаявшиеся противники. Пока таких было лишь двое – бывший сторонник экс-главы Белгазпромбанка Виктора Бабарико Юрий Воскресенский и блогер Роман Протасевич. Однако первому не доверяют, а в искренность второго не верят. Поэтому могли понадобиться новые примеры того, что кайтесь, проситесь – и вас помилуют, рассуждают местные наблюдатели. Независимый аналитик Сергей Чалый полагает, что в ближайшее время станет понятно, зачем на самом деле власти отпустили некоторых политзаключенных. Он не исключает, что пока с ними не было никакой договоренности о том, что они должны сделать, но вскоре им могут указать, что они должны делать, чтобы не вернуться туда, откуда вышли. Эксперт согласен с мнением, что власти затеяли какую-то очередную игру в условиях, когда Запад не предлагает никакого торга.
Новая игра Лукашенко не предполагает прекращения репрессий, считает политолог Андрей Егоров. «Одних отпускают, но других закрывают. Смысл по-прежнему в том, чтобы остановить деятельность людей, в частности производство независимой информации», – считает он. Он полагает, что репрессии в отношении журналистов продолжатся. Раскаявшиеся политзаключенные нужны для того, чтобы деморализовать и самих политзаключенных, и общество. «Факт написания прошений будет использоваться пропагандой: смотрите, эти люди признают выдвинутые обвинения, они действительно действовали в сговоре с темными западными силами», – полагает Егоров.
«Выход любого невиновного человека – это хорошая новость, и мы не имеем права оценивать такое решение. Но мы должны помнить, что наша задача – не дать поверить себе и целому миру, что выпустить несколько человек – это уже решение кризиса и диалог с народом. Наша задача – освободить всех заключенных по политическим мотивам. Это даже не 630 человек из списков правозащитников – это тысячи людей, без вины задержанных и осужденных. Мы не допустим торга их судьбами. Мы не допустим имитации выхода из кризиса, ведь мы знаем, как выглядит настоящий выход из него: это свобода всем невиновным и новые выборы», – оценила последние события Светлана Тихановская.
Напомним, что слухи о готовности властей помиловать тех, кто будет каяться и просить о помиловании, ходят еще с июня. Предполагалось что это будет сделано к Дню независимости, который отмечается в Белоруссии 3 июля, однако этого не произошло. Юрий Воскресенский сообщил, что у него есть список из 100 раскаявшихся, за которых он готов поручиться. Кто в этом списке, пока неизвестно. Не исключено, что помилование может быть приурочено к новому празднику – Дню единения, который власти учредили, назначив на день вхождения советских войск в Западную Белоруссию в 1939 году – 17 сентября. Впрочем, по словам Юлии Слуцкой, их освобождение не имеет никакого отношения к списку Воскресенского.
Минск
комментарии(0)