Премьер-министр Ираклий Гарибашвили обещает ввести в Грузии обязательную вакцинацию. Фото со страницы Ираклия Гарибашвили в Facebook
Страшная эпидемическая обстановка и соглашение о сотрудничестве с КГБ Белоруссии становятся главными темами избирательной кампании, неформально стартовавшей в Грузии. Выборы в местные органы самоуправления состоятся в начале октября. Названы далеко не все кандидаты, а власть и оппозиция уже «мочат» друг друга.
Соглашение о сотрудничестве, подписанное между КГБ Белоруссии и Службой госбезопасности Грузии (СГБ), произвело эффект разорвавшейся бомбы. Еще бы – «маяк демократии» становится партнером «последней диктатуры Европы» едва ли не в самой зловещей сфере.
Экс-кандидат в президенты Белоруссии Светлана Тихановская прислала в МИД Грузии письмо с призывом «не использовать соглашение для предоставления информации властям Белоруссии, которая может негативно сказаться на гражданах Белоруссии, находящихся в Грузии». Тихановская считает недопустимой принудительную высылку на родину белорусов. Она убеждена, что только аннулирование соглашения гарантирует безопасность ее согражданам и «отвечает национальным интересам самой Грузии».
Алармистские ноты в послании могут навести на предположение о готовящейся депортации белорусов. Но это не так. Ни одного случая депортации в Белоруссию по политическим мотивам за многие годы не было и не планируется, утверждают грузинские власти.
Оппозиция не была бы собой, если бы не ухватилась за информацию о сотрудничестве. Один из членов «Европейской Грузии» Гиоргий Канделаки заявил, что партнерство с КГБ Белоруссии равносильно партнерству с ФСБ РФ – «страны, оккупировавшей 20% грузинской территории»: «Документ постыден для Грузии, особенно когда международное сообщество ввело санкции против Белоруссии… Документ опасен для нашей национальной безопасности с учетом беспрецедентного влияния Москвы на Минск».
Все бы ничего, но дело в том, что соглашение между СГБ Грузии и КГБ Белоруссии было заключено… еще в 2016 году. По непонятным причинам Минск активизировал его лишь в начале нынешнего месяца. Сам текст документа стандартный, присущий межведомственным соглашениям. В нем говорится, что спецслужбы договорились об обмене информацией, проведении совместных мероприятий, обмене опытом, взаимной помощи в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, кибертерроризмом и т.д.
Нелишне, наверное, вспомнить, как лестно отзывался о президенте Александре Лукашенко даже Михаил Саакашвили, возглавляя Грузию. Он рассыпался в комплиментах именно тогда, когда Лукашенко был объявлен «последним диктатором Европы». Заявления Саакашвили, неожиданно диссонировавшие с тональностью Запада, были вызваны одним важным обстоятельством – Лукашенко не поддался давлению Москвы и воздержался от признания независимости Абхазии и Южной Осетии. Не признал и до сих пор. Так что стоит ли грузинской оппозиции столь бурно возмущаться соглашением между силовиками двух стран в силу нерукопожатности Лукашенко – решать ей самой. Но при этом учесть, что в Минске в абхазском и югоосетинском направлениях может измениться настроение, а Белоруссия, несмотря на негативную репутацию на Западе, – более заметный член ООН, чем атолл Науру или острова Вануату, признавшие суверенитет грузинских автономий.
Западу дела до таких нюансов нет. Различные институты и политики наперебой изобразили возмущение упомянутым соглашением. Так, депутат Европарламента Виола фон Крамон, недавно закатившая в Тбилиси форменную истерику из-за прекращения договора между правящей «Грузинской мечтой» (ГМ) и оппозицией (см. «НГ» от 01.08.21), написала в своем Twitter: «Действительно очень страшно. Почему Грузия реализовала соглашение через пять лет, когда все в мире отказались от сотрудничества с Белоруссией? Правительство Грузии должно уважать права человека и не выдавать Лукашенко журналистов и правозащитников».
Стоит ли опять напоминать о том, что соглашение активизировал не Тбилиси, а Минск и что белорусских журналистов и правозащитников грузинские власти выдавать не собираются хотя бы потому, что таковых в Грузии, кажется, и нет?! Наверное, не стоит, когда оппонент аргументы, не соответствующие занимаемой им позиции, воспринимать не желает.
Аналогичным образом выступил экс-глава МИД Литвы Линас Линкявичус, как и Крамон, «очень испугавшийся этого соглашения» и все еще надеющийся, что это шутка. Бывший посол США в Грузии Ян Келли вовсе увидел в документе «свидетельство смены приоритетов правящей грузинской команды». «Стыдно. Правительство Грузии недавно вышло из соглашения с оппозицией, заключенного при посредничестве ЕС… Теперь еще один признак того, что их приоритеты находятся в другом месте», – написал Келли в Twitter.
Объяснения СГБ Грузии о стандартности договора, идентичного тем, которые заключены, скажем, с США, Литвой и другими странами, больше похожи «для самих себя». Оппозиция, естественно, это не услышала. Как и те круги Запада, которые убеждены, что нынешняя грузинская оппозиция, она же – бывшая власть, успешнее справится с госуправлением, чем правящая ГМ.
В преддверии выборов в органы местного самоуправления ГМ и без давления Запада оказалась в более тяжелой ситуации, чем можно было предположить. Главная причина – вспышка эпидемии COVID-19 со всеми разновидностями и мутациями. Для немногочисленной Грузии ежесуточный почти 5-тысячный прирост инфицированных катастрофичен. Не говоря о том, что ежесуточная смертность от коронавируса приблизилась к 50.
Еще год назад страна входила в мировой топ-5, а периодически в топ-3 по противодействию пандемии. На фоне соседних стран Грузия выглядела райским оазисом. Эпидемиологи считают, что провал связан с открытием границ и возобновлением туристического бизнеса. Но едва ли не более важная причина – низкий уровень вакцинации.
Несмотря на то что можно выбирать между 4–5 вакцинами, в том числе желанным «Пфайзером», полностью вакцинировано лишь около 6% населения. Одни опасаются, другие надеются, что пронесет и без прививок, третьи подвержены влиянию церкви, в целом пропагандирующей антиваксеризм. В результате почти все 8 тыс. больничных коек, мобилизованных для приема инфицированных ковидом, уже заняты. В одном из тбилисских массивов разворачивают полевой госпиталь. В грузинской столице опять остановлен транспорт, включая метро, запрещены массовые мероприятия, закрыты ночные клубы, ужесточены санкции за нарушения санитарных норм и т.д.
Власти без устали призывают население прививаться. По официальным сообщениям, пункты вакцинации открыты повсеместно, а регистрация на укол упрощена предельно. Но люди не торопятся. Поэтому на последнем заседании правительства рассматривался вопрос об обязательной тотальной вакцинации. Как сказал премьер-министр Ираклий Гарибашвили, иного пути нет: «Еще один локдаун страна не выдержит. Экономика начала оживать, но если опять закрыть границы, остановить предприятия, то все рухнет». Сомневаться в этом, вероятно, не стоит. Впрочем, как и в том, что власть перед выборами по возможности избегает принятия непопулярных мер. Оппозиция обвиняет ее в беспомощности.
Кстати, происходящее, похоже, способствует тому, что популярность стала набирать партия «За Грузию» экс-премьера Гиоргия Гахария, жесткая линия которого год назад удерживала страну в лидерах в борьбе с вирусом.
комментарии(0)