Закрытые западные направления в «Белавиа» намерены компенсировать дополнительными рейсами в Россию и Азию. Фото с сайта www.airport.by
Вводя санкции, Запад дал время на подготовку к их вступлению в действие не только себе, но и правительству Белоруссии. В Минске рассчитывают, что к моменту закрытия транзита через Литву смогут наладить альтернативные маршруты.
«Мы небольшая открытая страна с экспортно ориентированной экономикой. Без экспорта мы не выживем. Пусть вас не пугают секторальные санкции. На наши товары всегда есть спрос. Нужно только приложить чуть больше усилий. Продадим свою продукцию – решим вопрос с санкциями… Мы должны и на этом поле, как на улице в августе-сентябре, поставить всех на место, кто косо смотрит на нашу страну и берется за экономическое оружие», – заявил в понедельник Александр Лукашенко, принимая с докладом министра транспорта и коммуникаций Алексея Авраменко и вице-премьера Анатолия Сивака, курирующего транспортную сферу.
Как сообщила пресс-служба Лукашенко, цель встречи с чиновниками, управляющими транспортной сферой, – обсудить альтернативные схемы поставок белорусской продукции в условиях санкций. Речь в первую очередь идет о транзите калийных удобрений, которые сейчас поставляются через литовскую Клайпеду. Ранее Литва грозилась перекрыть этот экспортный путь в качестве наказания за «поставку» мигрантов к ее границе с Белоруссией. Однако после введения американских санкций от Литвы уже не требуется дополнительных шагов – транзит калийных удобрений через Клайпеду станет невозможен с 9 декабря этого года. Об этом «твердо заявлял» на прошлой неделе министр транспорта и коммуникаций Литвы Мариус Скуодис.
Как рассказал после встречи с Лукашенко Алексей Авраменко, переправлять экспортные потоки будут на российские порты. «У нас в феврале было подписано соглашение с Россией. Мы фактически с февраля на российские порты перевезли порядка 1 млн т нефтепродуктов. Соответственно у нас есть альтернатива. Это порты Ленинградской области, Мурманска», – цитирует министра госинформагентство «Белта». «Эти схемы наработаны. Поэтому будем очень оперативно реагировать на изменения, либо введение каких-то дополнительных ограничений в части перевозки калийных удобрений», – добавил он. Ранее «НГ» уже писала о соответствующих указаниях Лукашенко на этот счет (номер от 13.08.21). «Сейчас хотят… закрыть нам порты для того, чтобы грузить химические и калийные удобрения. Слушайте, мы поставим эти объемы, в Мурманске загрузим. Это не вопрос, и по Северному морскому пути кратчайшим путем поставим в Китай – это наш основной рынок – и в Индию, на юго-восток», – сказал тогда Лукашенко.
Кстати, Белоруссия уже использовала Северный морской путь для поставки удобрений в Китай. Это было в октябре 2020 года. Как тогда сообщалось, этот путь в полтора раза быстрее и соответственно дешевле, так как сокращает расходы на фрахт. Однако пунктом отправления была все та же Клайпеда, где у Белоруссии есть доля в насыпном терминале. Поэтому успех этого проекта все равно будет зависеть от того, насколько быстро Россия сможет предоставить свои терминалы в ленинградских портах к услугам белорусов. Эксперты высказывали различные точки зрения на вероятность реализации этого проекта. С одной стороны, его может заблокировать «Уралкалий» – конкурент «Беларуськалия». С другой стороны – в долгосрочной перспективе он будут выгоден и «Уралкалию», так как перенаправление грузопотока в Россию делает Белоруссию еще более зависимой от союзницы и позволит в дальнейшем диктовать свои правила конкурентам. В одном из белорусских Telegram-каналов со ссылкой на данные «одной из европейских частных компаний, специализирующейся на корпоративной разведке» сообщалось, что «Уралкалий» уже получил добро в Кремле на поглощение белорусского конкурента. Называются два возможных варианта развития событий – «Уралкалий» навязывает собственные условия белорусской стороне по реэкспорту белорусских калийных удобрений через российских посредников, или (если санкции США сделают невозможным такой вариант) будут выдавливать ослабевшего конкурента с мирового рынка.
Пока транспортная отрасль и экономика почти не ощущают влияние многочисленных западных санкций. Как рассказал министр транспорта и коммуникаций, в первом полугодии экспорт транспортных услуг вырос на 19% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и превысил 2 млрд долл. Несмотря на авиасанкции, министр рассчитывает получить от экспорта транспортных услуг порядка 4 млрд в год. Профильные чиновники утверждают, что закрытие западного направления полетов им удается компенсировать другими направлениями (Россия и страны Азии). Хотя данные статистики свидетельствуют о том, что количество авиапассажиров весьма далеко от доковидного уровня. Так, в апреле 2020 года была перевезена 21 тыс. авиапассажиров, тогда как в доковидном и досанкционном апреле 2019-го – 497,2 тыс., а в июне 2021-го – 184 тыс.
Как сообщалось, белорусская экономика выросла в первом полугодии на 3,3%. Однако эксперты ЕАБР (Евразийский банк развития) в своем очередном обзоре экономик стран-участниц констатирует, что тот эффект низкой базы, который позволял ей расти в первой половине года, во втором будет отсутствовать. «Во второй половине года ЕАБР прогнозирует замедление роста белорусской экономики. Импульс для экспорта ослабнет в условиях стабилизации внешнего спроса и усиления внешнеэкономического давления на экономику Беларуси. На внутренний спрос продолжат влиять высокая неопределенность, замедление роста доходов населения и увеличение стоимости кредитования», – говорится в обзоре, опубликованном на сайте Евразийского банка развития.
Сохраняется пока в стране и финансовая стабильность. Для белорусского обывателя ее главным показателем является отсутствие девальвации национальной денежной единицы. С этим в Белоруссии пока все хорошо – белорусский рубль не только не падает, но даже и укрепляется. «Рубль поддерживают продажи иностранной валюты предприятиями в условиях увеличения экспорта и слабого внутреннего спроса», – отмечают эксперты ЕАБР. Они допускают, что к концу года ситуация может измениться и рубль начнет терять свои позиции, так как «рост внешнего спроса замедлится и начнут проявляться эффекты введенных западными странами ограничений».
Тревожным сигналом эксперты считают наличие дефицита бюджета (1,2% ВВП по итогам полугодия) и внешнего госдолга, номинированного в иностранной валюте (18,5 млрд долл. на 1 июля), ежегодный платеж по которому составляет около 3 млрд долл.
В понедельник нерадужный прогноз для белорусской экономики сделал президент Литовской промышленной конфедерации Видмантас Янулявичюс. По его информации, уже в сентябре Белоруссия может быть отключена от системы банковских расчетов SWIFT, что сделает невозможными в принципе внешние расчеты. Его слова приводит портал Delfi Bizness. Впрочем, эта тема муссируется уже давно, и большинство экспертов все же склоняются к тому, что до этого не дойдет. Хотя в целом поведение Минска таково, что в прогнозах всех экспертов отмечается высокая доля неопределенности. Об этом в своем обзоре упоминают и эксперты ЕАБР.
Минск
комментарии(0)