Глава ГКНБ Камчыбек Ташиев и президент Садыр Жапаров инициировали разбирательство по ситуации на золотом руднике. Фото со страницы Камчыбека Ташиева в Facebook
Государственный комитет национальной безопасности Киргизии (ГКНБ) начал денонсацию соглашений с канадскими инвесторами по разработке золоторудного месторождения «Кумтор». В сообщении ведомства говорится, что виновные в рамках уголовного дела по факту коррупции привлечены к уголовной ответственности. В числе фигурантов дела первый президент Киргизии Аскар Акаев, который в начале августа давал показания в Бишкеке, после чего покинул страну.
17 августа истекает введенный парламентом Киргизии трехмесячный срок внешнего управления в канадской компании Centerra Gold inc, контроль по которому перешел к правительству страны. Внешним управляющим был назначен советник президента Киргизии Тенгиз Болтурук. Канадских старателей обвинили в нарушении экологических норм и, признав виновными в таянии ледников Давыдов и Лысый, выставили компании штрафов почти на 5 млрд долл. Главный исполнительный директор Centerra Gold inc Скотт Перри не признает нарушения законов. По его словам, экспроприация на самом деле вызвана ростом мировых цен на золото. ГКНБ, в свою очередь, заявил о расследовании сразу четырех уголовных дел по делу «Кумтора».
По одному из них силовики отчитались 11 августа: «Следствие по эпизодам 1992–2009 годов уголовного дела по «Кумтору» находится на завершающем этапе». По сообщению пресс-центра ГКНБ, «следствие пришло к обоснованным выводам, подтвержденным собранными доказательствами, свидетельствующими о масштабной коррупции на протяжении всего периода сотрудничества с канадскими инвесторами при заключении соглашений, связанных с работой рудника». «Их условия не отвечали коренным интересам народа Кыргызстана», – подчеркивается в заявлении ГКНБ.
По факту коррупции при заключении генерального соглашения в 1992 году и внесении в него изменений в 1994-м заочно к уголовной ответственности привлечены бывший президент Аскар Акаев, экс-премьер-министры Турсунбек Чынгышев, Апас Джумагулов и бывший президент госконцерна «Кыргызалтын» Дастан Сарыгулов. Экс-председатель Комитета по реконструкции и развитию экономики Борис Бирштейн объявлен в розыск. Аскар Акаев также привлечен к ответственности по факту коррупции при реструктуризации генсоглашения с компанией «Камеко» в 2003 году. При этом в заявлении не указывается, в каком суде, когда и при каких обстоятельствах были привлечены к ответственности Аскар Акаев и другие фигуранты дела.
Напомним, Аскар Акаев, находясь неделю в Бишкеке, ходил на допросы в ГКНБ и после завершения всех процедур 8 августа покинул Киргизию. В видеообращении к народу Киргизии он признал, что «со дня подписания генерального соглашения по «Кумтору» кыргызская сторона шла на многочисленные уступки, в том числе и нарушения в интересах канадской стороны, в ущерб национальным интересам». «В результате кыргызская сторона осталась не только без дивидендов, но и без крупных налоговых поступлений в бюджет республики. Это и моя ошибка как главы государства, поскольку я принимал решение по проекту «Кумтор», слепо доверяя правительству… Я искренне прошу прощения за допущенные мною ошибки, за то, что не оправдал надежды народа по этому проекту», – сказал Акаев.
ГКНБ заявил об аннулировании соглашений по «Кумтору», то есть рудник будет национализирован. Процедура национализации довольно длительная и юридически сложная. Кроме того, она нанесет серьезный удар по инвестиционному климату Киргизии. Поэтому возникает вопрос: кому выгодна национализация «Кумтора» и кто станет его следующим хозяином, так как Киргизия самостоятельно не справится с добычей золота – нет ни оборудования, ни технологий (см. «НГ» от 17.05.21).
«Заявления о привлечении Акаева к уголовной ответственности и денонсации соглашений свидетельствуют о противоречивом понимании внутри киргизского руководства ситуации, связанной с приездом Акаева в Бишкек. Речь о противоречиях между президентом Садыром Жапаровым и главой ГКНБ Камчыбеком Ташиевым. Это абсолютно басмаческая инициатива Ташиева, которая входит в противоречие с попытками обыграть приезд Акаева и его показания с пользой для решения вопроса по «Кумтору», – сказал «НГ» эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев.
Национализация «Кумтора» может вызвать многолетние тяжбы в международных судах США или Швеции. «Но Киргизия как самостоятельное государство имеет право выставить рудник на новый тендер, который выиграет, например, российская компания», – сказал эксперт. События вокруг «Кумтора» становятся показателем того, что конфигурация власти, сложившаяся после переворота в октябре 2020 года, не может быть устойчивой. Кратковременный союз Жапарова и Ташиева понадобился, чтобы убрать президента Сооронбая Жээнбекова, считает он. «Потребовалось меньше года, чтобы понять, что этот тандем пользы стране не принесет. Сидя на одном стуле, двум фигурам управлять государством нельзя. Жапаров, если хочет остаться надолго, должен избавиться от Ташиева», – полагает Князев.
По мнению эксперта, Жапаров должен сделать ставку на клановые группировки, которые способны контролировать всю территорию республики. Компромисс с Акаевым мог бы стать импульсом для нахождения компромисса с другими кланами и стать сигналом того, что Жапаров готов к установлению некой сбалансированной политической системы между кланами.
«Южане, а Ташиев – южанин, всегда отличались меньшей гибкостью и меньшей способностью создавать баланс внутри республики. Вот вся история последних лет прихода к власти южных кланов: Абсамат Масалиев – первый Ошский межэтнический конфликт 1990 года. Тогда в ходе массовых беспорядков погибли 305 человек, пострадал 1371 человек. Курманбек Бакиев – второй Ошский конфликт 2010 года и второй госпереворот в стране, Сооронбай Жээнбеков – третий госпереворот. Такая активность южан всегда заканчивалась кровопролитием. Никто из представителей южных кланов никогда не уходил из власти без крови», – подчеркнул Князев.
комментарии(0)