На латвийско-белорусской границе – мигрантский бум. Фото Reuters
Мигрантский кризис с литовской границы перекинулся на латвийскую. Западные соседи не исключают дальнейших осложнений в отношениях с Белоруссией. Нервозность в ситуацию вносят приближающиеся белорусско-российские военные учения и намерения Белоруссии отказаться от статуса нейтральной державы.
Чрезвычайное положение в приграничных с Белоруссией районах с 11 августа ввела Латвия. Об этом пишет портал Delfi. Оно будет действовать три месяца. На практике это означает, что латвийские пограничники, как ранее литовские, будут возвращать нелегальных мигрантов, идущих с территории Белоруссии, обратно. В случае сопротивления ЧП позволяет применять к нарушителям границы физическую силу. Также в период действия ЧП на границе не будут приниматься прошения о предоставлении статуса беженца. Причиной такого решения стал резкий рост количества нелегальных мигрантов с территории Белоруссии. За четверо суток, предшествующих принятию решения о ЧП, их было задержано 360 человек. Большинство нелегалов утверждают, что они граждане Ирака.
Количество нелегальных мигрантов на границе с Латвией стало увеличиваться после того, как Литва начала возвращать их со своей территории. За этот же период в Литве были задержаны лишь трое нелегальных мигрантов, хотя ранее их количество превышало 100 человек в сутки. В ночь на 11 августа литовские пограничники вернули в Белоруссию 70 человек, пытавшихся попасть в Литву. Это несмотря на то, что белорусские пограничники тоже получили указание от Александра Лукашенко не впускать мигрантов обратно. В белорусском сегменте интернета демонстрируется много видео, на которых видно, как нелегалы стоят между белорусскими и литовскими пограничниками и ни те, ни другие их не впускают на свою территорию.
Как сообщалось, на прошлой неделе к урегулированию ситуации на границе подключились европейские дипломаты. Им удалось договориться с Багдадом о том, что новые партии потенциальных нарушителей границы оттуда отправляться не будут. В результате все рейсы из Багдада в Минск были приостановлены на неопределенное время. Иракская сторона лишь отправляет пустые самолеты в Минск для эвакуации соотечественников. На этой неделе самолетом компании Iraqi Airways на родину вернулись 240 граждан Ирака.
Точное количество уже находящихся в Белоруссии иракцев неизвестно. В Белоруссию они начали приезжать с середины мая. Около 4 тыс. уже находятся в Литве в лагере для беженцев. Вильнюс и Рига обвиняют официальный Минск в том, что тот ведет против них гибридную войну, организовав доставку мигрантов к границе. Таким образом власти Белоруссии мстят западным соседям за введенные санкции и шантажируют их, призывая к диалогу о снятии санкций на условиях Минска. «Не надо мне ставить условий. Вы не имеете права ставить мне условия… Если вы хотите, давайте начнем вести диалог, но без всяких предварительных условий», – обращался Лукашенко к западным странам во время своей многочасовой пресс-конференции 9 августа.
Кстати, в Литве на это предложение ответили отказом. Министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис заявил, что у литовской стороны есть требование к Белоруссии – остановить поток мигрантов, но это не условие для возобновления диалога. Для восстановления отношений Александр Лукашенко должен уйти из власти, а в стране должны быть проведены новые свободные выборы. «Вот об этом мы можем позже поговорить», – цитирует литовского министра TV3.lt.
Официальный Вильнюс констатирует наличие прогресса в урегулировании мигрантского кризиса на границе, но заслуги белорусских властей в этом нет никакой, поскольку сокращения потока мигрантов удалось добиться жесткими действиями литовских пограничников и усилиями европейских дипломатов. При этом в Литве не исключают дальнейшего осложнения ситуации, поскольку угрозы на этот счет звучали из уст Александра Лукашенко, в том числе во время недавней пресс-конференции 9 августа. «Я не сомневаюсь, что будут усилия для дальнейшего осложнения положения, чтобы и дальше мешать палкой ту кашу, которую заварили несколько месяцев назад, но мы дадим отпор этому, и режим точно должен это хорошо понять», – заявил в связи с этим президент Литвы Гитанас Науседа.
Ранее эксперты в комментариях «НГ» (см. номер от 06.08.21) заявляли, что конфликт на границе может привести к вооруженному столкновению. Несмотря на временный спад напряжения, такая вероятность сохраняется, утверждают эксперты. В частности, политический аналитик Артем Шрайбман говорит о том, что сейчас, когда на Западе Лукашенко считают международным террористом, а его действия на границе – гибридной агрессией, сомнений о том, что с ним делать, уже нет ни у кого – только усиление давления. «Когда все воспринимают тебя как изгоя, делаешь ты что-то или нет, зачем сдерживать инстинкты?» – рассуждает эксперт в своем Telegram-канале, объясняя причины дальнейшей эскалации.
Нервозности добавят масштабные белорусско-российские учения «Запад-2021», считает Артем Шрайбман. Они пройдут в сентябре. «Вокруг этих учений каждый раз полно фобий на тему, что российские войска могут под шумок напасть на кого-то из соседей или не уйти из Беларуси», – напоминает он. Они были даже в предыдущие мирные годы, не говоря уже о днях сегодняшних, когда Лукашенко всеми силами создает фронтовую атмосферу. Аналитик говорит о высоком риске «случайных пограничных вооруженных инцидентов».
На усиление напряженности работает и обсуждение одного из положений проекта готовящейся в Белоруссии Конституции. Речь идет о статусе нейтральной державы, который закреплен в ныне действующем Основном законе. Во время вышеупомянутой пресс-конференции в понедельник с предложением не вносить эту норму в новую Конституцию выступил один из провластных политологов, член конституционной комиссии Александр Шпаковский. Это говорит о том, что есть серьезные намерения отказаться от статуса нейтральной державы. Во-первых, потому, что в белорусской практике пропагандисты никогда не озвучивают не согласованные заранее инициативы. Во-вторых, реакция Александра Лукашенко была вполне одобрительной. «Ты правильно сказал, его нет, этого нейтралитета. У нас в Конституции нейтралитет, а мы состоим в военно-политическом блоке ОДКБ… его нет реально (нейтралитета. – «НГ»), чего мы тут переживаем? О каком нейтралитете может идти речь? Поэтому мы или определяем в Конституции, что мы не нейтральны, или вообще ничего туда не записываем», – сказал Лукашенко.
В среду планируемую формулировку уточнил председатель конституционной комиссии, глава Конституционного суда Петр Миклашевич. «Учитывая реальную действительность, поскольку Республика Беларусь является членом ОДКБ и фактически входит в военно-политический блок, то надо привести положение Конституции в соответствие с объективной реальностью», – сказал он. По словам Миклашевича, норму о нейтралитете планируется заменить положением о том, что сама Белоруссия не будет нести никаких угроз другим государствам. При этом для защиты суверенитета страна может использовать коллективную оборону, уточнил Миклашевич.
Минск
комментарии(0)